У Китая и Индии население меньше, чем думают в ООН

24203

Согласно оценкам ООН, в апреле Индия обогнала Китай, став самой большой страной в мире по численности населения

ФОТО: Depositphotos/Cornfield

Это объявление привлекло много внимания прессы, однако предстоящая в 2024 году перепись населения Индии, скорее всего, покажет, что прогнозы ООН оказались сильно завышенными.

По данным последних переписей населения Индии, численность населения этой страны равнялась 1,03 млрд в 2001 году и 1,21 млрд в 2011 году. Однако в докладе ООН о народонаселении мира 2022 года (сокращённо WPP) приводятся иные цифры: 1,08 млрд и 1,26 млрд соответственно. Или, например, по данным индийского «Национального опроса семейного здоровья», коэффициент фертильности в стране в 2017-2019 годах равнялся 1,99, а доклад ООН оценивает его в 2,16.

В 1974 году в Бухаресте на конференции ООН по народонаселению тогдашний министр здравоохранения и семейного планирования Индии Каран Сингх произнёс знаменитую фразу: «Развитие – это лучшее средство контрацепции». Часто считают, что уровень подушевых доходов напрямую коррелирует с коэффициентом фертильности, однако снижение этого показателя в первую очередь объясняется прогрессом в сфере здравоохранения и образования, а также увеличением доступности контрацептивов. Эти тенденции наглядно очевидны в Индии, где коэффициент фертильности упал на фоне снижения младенческой смертности и повышения уровня образования населения.

Индикаторы развития Индии заметно улучшились со времён предыдущей переписи населения. В период с 2011 по 2021 годы уровень младенческой смертности в стране снизился с 44 случаев смерти до 27 на каждую 1000 детей, родившихся живыми. Уровень охвата средним образованием повысился с 66% до 78%, а среднее количество лет школьного обучения у взрослых старше 20 лет увеличилось с 5,8 до 7,2 лет. Уровень использования контрацептивов резко вырос с 54% в 2013-2015 годах до 67% в 2017-2019 годах. Соответственно, в 2024 году коэффициент фертильности в Индии может снизиться до 1,6-1,7, а численность населения будет варьироваться в пределах от 1,37 до 1,39 млрд человек, в то время как ООН прогнозирует 1,44 млрд.

В докладе WPP прогнозируется, что в 2050 году коэффициент фертильности в Индии повысится обратно до 1,78, а к 2100 году снизится до 1,69. Однако у живущих в Сингапуре и Малайзии индийцев коэффициент фертильности лишь немного превышает показатели живущих там китайцев. С 2000 по 2022 годы средний коэффициент фертильности у индийцев и китайцев в Сингапуре равнялся 1,19 и 1,09 соответственно. А в Малайзии в период с 2016 по 2021 годы средний коэффициент фертильности составлял 1,1 у китайцев и 1,23 у индийцев.

Если не произойдёт смены социально-экономической парадигмы, то, скорее всего, коэффициент фертильности в Индии к 2050 году упадёт ниже 1,2, а пиковая численность населения страны не превысит 1,5 млрд человек, а не 1,7 млрд, как прогнозирует WPP. Перенесёмся к началу XXII века, и здесь цифры показывают ещё более мрачную картину. Согласно оценкам доклада ООН, численность населения Индии достигнет 1,5 млрд к 2100 году, а в реальности она может оказаться меньше миллиарда.

Содержащиеся в докладах WPP прогнозы китайских демографических тенденций завышены ещё сильнее. Например, согласно оценкам доклада WPP 1992 года, к 2025 году население Китая должно достичь 1,54 млрд. В докладе 2022 года эта цифра была пересмотрена в сторону снижения до 1,42 млрд, однако реальная цифра, скорее всего, будет ближе к 1,27 млрд. Или, например, в докладе 1996 года прогнозировалось, что китайское население увеличится до 1,52 млрд к 2050 году, в докладе 2008 года этот прогноз был снижен до 1,42 млрд, а в 2022 году его снизили ещё больше – до 1,31 млрд. Что же касается 2100 года, то доклад WPP 2019 года прогнозировал численность населения Китая в размере 1,06 млрд, а в докладе 2022 эта цифра была скорректирована до 767 млн.

Такие постоянные пересмотры прогнозов подрывают авторитет демографической статистики ООН как источника ценной информации о социально-экономических тенденциях в Китае. Однако официальная демографическая статистика Китая находится под сильным влиянием прогнозов ООН, что ещё в 2006 году подтвердил Чжан Вэйцин, бывший директор китайской Государственной комиссии по вопросам народонаселения и семейного планирования. Стоит также отметить, что Ю Юньчжун, бывший директор по вопросам демографической и социальной статистики в статистическом отделе ООН, руководит проведением переписей населения в Китае с 1982 года.

Если в 2024 году перепись населения Индии покажет, что численность населения страны значительно меньше, чем прогнозируется WPP, тогда надёжность прогнозов доклада в отношении многих других стран также будет поставлена под сомнение, что ещё больше дискредитирует этот доклад в качестве авторитетного источника, помогающего в изучении мировой экономики.

Помимо завышения оценок численности населения Китая и Индии, ООН финансово поддерживала политику контроля рождаемости в обеих странах. В 1974 году Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) предоставил Индии $40 млн, после чего тогдашний премьер-министр страны Индира Ганди предприняла серию радикальных мер для управления ростом населения страны. Их результатом стала принудительная стерилизация примерно восьми миллионов индийцев. К счастью, в 1977 году избиратели лишили Ганди должности, что позволило отменить эту политику.

После Индии ЮНФПА переключил внимание на Китай и в 1979 году предоставил этой стране $50 млн. Это была значительная сумма, учитывая, что валютные резервы Китая в тот момент равнялись всего лишь $167 млн. Полученные средства использовались для установления в Китае политики «один ребёнок в семье». Под «железным кулаком» министра здравоохранения Цяня Чжунсиня количество стерилизаций в стране увеличилось с 2,2 млн в 1981 году до 20,7 млн в 1983 году, а число абортов выросло с 8,7 млн до 14,4 млн. В 1983 году Ганди и Цянь стали первыми лауреатами премии ООН в области народонаселения – в знак признания ЮНФПА их вклада в контроль рождаемости.

ЮНФПА последовательно защищал китайские подходы к контролю рождаемости, а США неоднократно отказывали этому фонду в финансировании, указывая на его предполагаемую поддержку принудительных абортов и стерилизации. Негибкость процессов принятия решений в Китае вкупе с раздутыми данными ООН о численности населения страны способствовали тому, что отмена политики «один ребёнок в семье» долго откладывалась: это случилось лишь в 2016 году. Несмотря на начавшийся демографический упадок в Китае, эта страна до сих пор не отменила меры контроля рождаемости.

Китай и Запад столкнулись с кризисом старения населения, который может поставить под угрозу их стабильность. Отчасти причиной этого кризиса стала поддержка ЮНФПА политики контроля рождаемости, но склонность этой организации создавать проблемы, а не решать их, может объясняться и более глубокими организационными недостатками. Чтобы справиться с проблемами старения населения и предотвратить болезненное замедление темпов роста экономики, ООН просто обязана провести существенные реформы в своих демографических органах, которые дорого обходятся, неэффективны и часто ошибаются.

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить