Как мир сможет встать на путь зеленой энергетики

14179

В новом отчете McKinsey анализирует состояние энергетической отрасли и перспективы ее развития до 2050 года

ФОТО: © Depositphotos_© rfphoto

Переход на новые источники энергии ускоряется. Доля возобновляемых источников в мировом энергопотреблении в ближайшие 15 лет удвоится, а спрос на ископаемое топливо достигнет пика уже к началу 2030-х годов, показывает новое исследование McKinsey Global Energy Perspective 2022, в котором рассматриваются перспективы глобальной энергетики до 2050 года. По данным доклада, существенно вырастет роль водородной энергетики, а спрос на электроэнергию утроится. При этом, несмотря на модернизацию и повышение энергоэффективности, достичь целей по сокращению выбросов парниковых газов становится сложнее, и чтобы ограничить глобальное потепление, понадобятся дополнительные инвестиции и серьезная корректировка энергетической политики.

В результате восстановления экономики в 2021 году спрос на энергию значительно вырос (в целом по миру – на 5%). В итоге энергопотребление и выбросы парниковых газов почти вернулись к уровням 2019 года, прежде всего за счет таких стран, как Китай и Индия. Это может затормозить планы по переходу к «углеродной нейтральности». Хотя многие правительства в прошлом году обязались ускорить декарбонизацию экономики, ряд крупных потребителей энергии пока воздерживается от таких более серьезных обязательств.

В отчете мы изучили пять сценариев дальнейшего развития событий. В четырех из них среднегодовая температура Земли к 2100 году вырастет как минимум на 1,7 °C по сравнению с допромышленными уровнями – даже если ведущие страны выполнят все взятые на себя обязательства по углеродной нейтральности. Чтобы ограничить рост глобальных температур полуторами градусов Цельсия, потребуются еще более кардинальные перемены и еще более жесткие решения, в том числе в развивающихся странах. Если же и текущие обязательства не будут выполнены, то потепление может превысить 2 °C, что чревато катастрофическими последствиями для климата и экономики.

В то же время наш анализ показывает, что независимо от сценария, энергоэффективность мировой экономики будет постоянно расти. К 2050 году население Земли, по прогнозам, увеличится еще на два миллиарда человек, и растущий уровень жизни вызовет повышенный спрос на электрификацию, тепло и т. д. Тем не менее общее энергопотребление в ближайшие тридцать лет вырастет всего на 14%, причем мы ожидаем, что оно стабилизируется уже в середине 2030-х годов. Этого можно будет добиться за счет использования более бережливых и экологичных технологий в строительстве, на транспорте и в промышленности. В целом в следующие двадцать лет энергоемкость ВВП снизится почти вдвое. 

Продолжится и быстрый рост возобновляемой энергетики. К 2050 году на электрогенерацию будет приходиться около 40% мирового энергопотребления по сравнению с 20% сейчас. Возобновляемые источники обеспечат, в зависимости от сценария, 80–90% этой генерации (в 2020 году на них приходилось меньше 30%). Основной рост произойдет за счет солнечных батарей и ветрогенерации, где установленные мощности увеличатся в пять-восемь раз.  Это связано прежде всего с удешевлением базовых решений: за последние пять лет стоимость фотоэлектрических солнечных панелей снизилась вдвое, а морских ветротурбин – почти на треть. Этот тренд продолжится благодаря технологическому развитию, масштабированию производства и оптимизации цепочек поставок.

Более значимую роль станет играть и энергоемкое водородное топливо. К 2035 году мировой спрос на водород более чем удвоится, а к 2050 году – вырастет пятикратно. Сейчас начинается массовое производство топливных элементов, позволяющих использовать водород в автомобилях, так что основной рост потребления этого топлива в ближайшие 10–15 лет придется именно на автотранспорт. После 2035 года можно ожидать распространения водорода в авиации, морском транспорте, промышленности и электрогенерации. Примерно тогда же уже около 60% водородного топлива будет производиться на основе чистых, «зеленых» технологий. 

Потребление нефти начнет сокращаться еще раньше, чем предполагалось в предыдущих прогнозах. По нашей новой оценке, пик потребления нефти наступит уже в 2024–2027 годах, главным образом в результате быстрого распространения электромобилей. Спрос на сырую нефть в большинстве сценариев начнет резко падать уже после 2030 года. Потребление нефтепродуктов будет расти еще некоторое время, но и они будут постепенно замещаться более экологичным топливом. Потенциал роста при этом сохраняется в нефтехимии, потребление продуктов которой к 2050 году может вырасти в полтора раза.

Природный газ будет сохранять актуальность дольше, особенно учитывая, что он может применяться и для производства более экологичного топлива (того же водорода). Наш анализ показывает, что потребление газа к 2030 году вырастет примерно на 10% вне зависимости от сценария энергетического перехода. А вот дальнейшие его перспективы сильно зависят от успехов в декарбонизации экономики. Если нынешние тенденции сохранятся, и обязательства по сокращению выбросов не смогут быть реализованы в полной мере, пик потребления газа наступит только в районе 2040 года, после чего начнется медленное снижение. При более активном энергетическом переходе, если ведущие страны будут выполнять все свои обязательства в плане углеродной нейтральности, спрос на газ начнет быстро падать уже в 2030-х, а к 2050 году он сократится на 40% или более. Но все же доля газа в потребляемых первичных энергоресурсах останется значительной – 15% к 2050 году (сейчас это 23%).

В отчете мы рассматриваем также технологии улавливания и хранения углерода (CCUS) – важный инструмент борьбы с выбросами. Эти технологии могут применяться на транспорте, в производстве, в электрогенерации, а также для захвата углекислого газа из атмосферы. Сегодня это совсем маленькая ниша, но от ее развития во многом зависят перспективы борьбы с изменениями климата, особенно учитывая, что в некоторых секторах вроде производства цемента перейти на низкоуглеродистые энергоносители трудно. Чтобы выполнить текущие обязательства в области углеродной нейтральности, к 2050 году нужно будет расширить использование CCUS в 120 раз по сравнению с сегодняшним днем. Проблема, однако, в том, что модели коммерческого использования таких технологий пока слабо проработаны.

Энергетический переход потребует масштабных вложений. По нашим расчетам, умеренно оптимистичный сценарий энергетического перехода, при котором рост температуры планеты ограничится 1,9 °C, потребует систематического наращивания инвестиций в энергетику на уровне четырех процентов в год. Две трети этих вложений в ближайшие 15 лет придется на новые технологии, в том числе 30% – на возобновляемые источники.

Важно также иметь в виду, что мы строили эти сценарии на основе анализа данных за 2021 и начало 2022 года. Конфликт в Украине может изменить ситуацию, но пока оценить его долгосрочные последствия для энергетики трудно ввиду высокой неопределенности. Неясно, насколько затянется конфликт, насколько сильно он ударит по сырьевым рынкам, насколько эффективно правительства смогут отреагировать на этот энергетический кризис, быстро ли европейским странам удастся заместить российский газ и т. д. Если потрясения на рынках энергии отвлекут на себя значительные ресурсы, процесс энергетического перехода может замедлиться. В то же время кризис может подтолкнуть некоторые страны к более активному освоению и внедрению возобновляемых источников.

Асем Шамишева, младший партнер McKinsey & Company

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить