Радиоактивный друг Си Цзиньпина

17075

Продолжающийся в Украине провал Владимира Путина стал испытанием для его стратегического союза с председателем КНР Си Цзиньпином

ФОТО: © kremlin.ru

Сейчас, когда Путин становится всё более отчаянным, Си должен, наконец, осознать масштаб угрозы, которую его «безграничная дружба» с российским президентом представляет для экономического здоровья Китая, глобальной стабильности и его собственных геополитических амбиций.

Хотя Путин, возможно, блефовал, а может, и нет, когда в прошлом месяце угрожал применить тактическое ядерное оружие в Украине, если Си хочет, чтобы его считали ответственным лидером, он должен исходить из худшего сценария. В конце концов, военная доктрина России допускает ядерный удар для защиты российской территории от реальной угрозы. Предлогом для такой атаки является аннексия Россией оккупированных украинских Луганской, Донецкой, Херсонской и Запорожской областей.

Си, который, как ожидается, на двадцатом Национальном конгрессе Коммунистической партии Китая в конце этого месяца получит беспрецедентный третий срок подряд в качестве лидера Китая, сейчас должен обратить свое внимание на предотвращение Третьей мировой войны. Ядерный удар России по Украине – первое применение такого оружия с тех пор, как Соединенные Штаты сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки в августе 1945 года – спровоцирует катастрофический глобальный кризис, испортив коронацию Си.

Когда Си и Путин встретились на зимних Олимпийских играх в Пекине в феврале для подписания соглашения о китайско-российском сотрудничестве, план вторжения в Украину, должно быть, казался беспроигрышным вариантом: русские быстро свергнут украинское правительство, в результате чего США и НАТО ослабнут. Прокси-война также отвлечет внимание США от соперничества с Китаем – по крайней мере, так думал Си.

Затем Украина дала отпор, обнажив многочисленные стороны военной слабости России. На сегодняшний день российские войска отступили из Харьковской области на северо-востоке после впечатляющего контрнаступления Украины и несут тяжелые потери под Херсоном на юге.

Си практически наверняка выразил свое недовольство провалами России, когда встречался с Путиным на недавнем саммите Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде, Узбекистан. Путин публично признал «вопросы и озабоченность» Китая по поводу войны – редкое признание напряженности между двумя странами – в то время как сам Си вообще публично не упоминал Украину. Молчание Си резко контрастировало с заявлениями премьер-министра Индии Нарендры Моди, который – весьма неожиданно – открыто упрекнул Путина.

Вместе с тем сложно поверить в то, что Си не задается вопросом, принял ли он правильное решение, когда связал свою политическую судьбу со столь безрассудным союзником. Путинская «частичная мобилизация» 300 тысяч российских мужчин для участия в боевых действиях в Украине вызвала протесты по всей России и вынудила более 200 тысяч молодых мужчин бежать из страны. Качество подготовки путинских новобранцев, среди которых есть осужденные, вряд ли поможет военным усилиям или развеет опасения Си.

Поскольку боевой дух российских войск уже на дне, приток подавленных и плохо обученных призывников может ускорить распад армии Путина и падение его режима подобно тому, как плохое руководство царя Николая II во время Первой мировой войны способствовало развалу царской армии и привело к Русской революции 1917 года. Своими прямыми призывами к русским солдатам сдаться в плен или умереть президент Украины Владимир Зеленский, похоже, лучше Путина понимает плачевное состояние российских военных.

Смысл прокси-войны в том, чтобы ослабить противника, но некомпетентность Путина привела Си к прямо противоположному результату. Сейчас НАТО сильнее, чем когда-либо со времен окончания Холодной войны: ранее нейтральные страны, такие как Швеция и Финляндия, подали заявки на вступление, а азиатские страны, такие как Япония, Южная Корея и всё чаще Индия, заявляют о своей поддержке американской политики в отношении Украины.

Вместо того, чтобы помочь Китаю утвердиться в качестве противовеса глобальной гегемонии США, Россия оказалась слишком слабой и коррумпированной, чтобы победить даже посредственную страну. Теперь, когда Путин отдает прямые приказы российским полевым командирам, военный союз Китая с Россией должен казаться Си почти бесполезным.

Хотя шансы Путина на то, что он применит ядерное оружие в Украине, кажутся незначительными, их нельзя полностью сбрасывать со счетов. Таким образом, китайские официальные лица, должно быть, пытаются оценить, как США и НАТО отреагируют, если Путин выполнит свою угрозу. Учитывая жесткие, хотя и неоднозначные, заявления президента США Джо Байдена, можно с уверенностью предположить, что международная экономическая и военная реакция будет гораздо жестче, чем уже введенные против России санкции.

Но если Путин всё же решит использовать тактическое ядерное устройство для «защиты» незаконно аннексированной им украинской территории, он вполне может открыть ящик  Пандоры. Например, его война принесла значительный хаос на украинские атомные электростанции, и, помимо других опасений по поводу их эксплуатации, уже нельзя быть уверенным в том, что их отработанные ядерные топливные стержни постоянно были надежно защищены во время боев за контроль над объектами. Это открывает ужасную перспективу того, что какой-нибудь безумный партизан создаст «грязную» бомбу, чтобы использовать ее в качестве возмездия.

Аннексии Путина могут также подорвать политику «одного Китая» в отношении Тайваня, которую принимает большинство стран мира. Некоторые восточноевропейские страны уже высказывают сомнения относительно разумности такой политики. Если Си, который твердо отстаивал принцип территориальной целостности, молча примет путинские аннексии, некоторые страны могут решить, что его лицемерие свело на нет политику «одного Китая».

С тех пор, как он стал президентом десять лет назад, Си не раз выражал свои опасения, что Китай может пострадать от политической и экономической дезинтеграции, которая привела к распаду Советского Союза. Нынешняя ситуация, в которой оказался Путин, должна послужить еще одним предостережением. Перспектива режима, настолько прогнившего, что он рушится изнутри, должна преследовать президента Китая почти также, как угроза ядерной войны.

Чарльз Таннок, бывший член Комиссии по внешней политике Европейского парламента, член GLOBSEC, аналитического центра, расположенного в Братиславе, отвечающего за приверженность укреплению безопасности, процветанию и устойчивости

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить