Построение бизнеса с партнерами

Не видите перспектив для карьерного роста? Меняйте отрасль или страну

Так случилось, что мне выпала возможность участвовать в создании совместных бизнесов в разных странах. Сначала как юристу, затем как менеджеру, сейчас как бизнесмену. В итоге у меня накопился ряд рекомендаций, которыми я хочу поделиться с теми, кто привлекает партнеров в свой бизнес.

Поиск и переговоры с партнерами

Многие начинающие предприниматели в нашей стране приступают к строительству своего бизнеса в расчете только на казахстанский рынок, который для многих бизнесов является небольшим. В результате получается маленький бизнес. Хотя есть аксиома, что сил и времени при строительстве как большого, так и маленького бизнеса затрачивается примерно одинаково. Но тогда зачем строить маленький бизнес? Сейчас уже выросло новое поколение казахстанцев, которое получило образование за рубежом, знает иностранные языки и видит перспективу на рынках других стран. Они могут найти партнеров в любой стране мира для строительства не казахстанского, а регионального или даже глобального бизнеса. Для них я хочу отметить несколько моментов.

Во-первых, разница в менталитетах. В этом смысле наиболее четко видна разница между западными и восточными цивилизациями. В странах с западным подходом преобладают нацеленность на результат, четкость и скорость. В восточных странах никто никуда не торопится, так как отношения для них гораздо важнее. Лично мне после переговоров в России и Европе на первых порах было дико видеть на переговорах в Юго-Восточной Азии 20 человек (из которых 15 – это родственники), отвечать на бесконечные вопросы о себе, своей семье, имущественном положении и статусе, а в конце узнать, что, пока мы не пообщаемся хотя бы полгода, никакой сделки не состоится. Тогда я осознал, что Казахстан все-таки более западная страна, по крайней мере что касается переговоров.

Во-вторых, надо понимать, какой регион является приоритетным для вашего бизнеса. В каждой стране и каждом регионе имеются свои особенности. Например, идеальными партнерами для стран Юго-Восточной Азии являются китайцы, которые исторически представляют элиту почти во всех странах этого региона. Но для бизнеса в Европе или США они вряд ли подойдут.

В-третьих, надо понимать, какой тип партнера вам нужен. Если вы создаете интернет-стартап, то найти инвесторов не проблема, так как индустрия венчурных фондов в этой сфере развита во многих странах. Но если вам нужен равноправный партнер, который оперативно участвует в вашем бизнесе, то для поиска такого партнера вам придется гораздо глубже и дольше изучать местный рынок. В моей практике на это уходило как минимум несколько месяцев.

Договориться на берегу

Сколько раз твердили миру, что с партнерами лучше договариваться еще до начала совместной деятельности и все фиксировать письменно. Но нет, очередное поколение бизнесменов упорно считает, что все эти грустные истории про крахи команд со скандалами совсем не про них, и наступает на те же грабли.

Проблема в том, что в нашей стране до сих пор пытаются договориться «по понятиям», но забывают о том, что понятия у всех разные, даже у людей, которые выросли в одном дворе. С чего и начинаются проблемы.

Очень важно в самом начале оговорить распределение ролей. Кто в вашей команде является публичным лицом, кто контролирует финансы, кто отвечает за подбор людей, кто отвечает за оперативное управление, а кто за стратегическое развитие, и т.п. Если этого сразу не сделать, а затем корректировать по мере необходимости, то завтра ваше партнерство ждут серьезные испытания на прочность.

Также очень важный момент связан с письменной фиксацией ваших договоренностей. Пусть это будет не юридический документ, но даже в этом случае письменные договоренности решат многие спорные вопросы. Если же у вас есть время и возможности, то, конечно, лучше всего сформулировать все в юридическом документе – учредительном договоре и/или партнерском соглашении. В этом случае риск проблем в будущем существенно снижается.

Здесь нужно отметить одну важную вещь – право Казахстана, как и права других стран бывшего Советского Союза, не очень подходят для регулирования каких-то сложных партнерских отношений в силу отсутствия опыта и традиций.

Для этого существует прежде всего английское право, которое в том или ином варианте действует во многих странах мира. Поэтому многие венчурные фонды оформляют свое участие в стартапах именно по английскому праву. Но это обычно имеет значение на чуть более поздних этапах.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6071 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить