Почему период высоких процентных ставок сохранится надолго

14603

Хотя сейчас долгосрочные реальные и номинальные процентные ставки немного снизились, они остаются намного выше тех сверхнизких уровней, к которым привыкли власти

Фото: © pixabay.com

И, скорее всего, они останутся на повышенном уровне, даже если инфляция отступит. А это значит, что пора пересмотреть распространённое мнение о госдолге как о «бесплатном ланче».

Идея, что процентные ставки будут низкими всегда, служила дополнительным аргументом в пользу мнения, будто высказывание опасений по поводу размера долга равнозначно поддержке политики «строгой бюджетной экономии». Многие стали считать, что во время рецессий дефицит бюджета должен быть большим, а в нормальные времена лишь немногим меньше. Казалось, что никого не тревожат возможные риски, особенно связанные с инфляцией и процентными ставки. Левые выступали за использование госдолга для расширения социальных программ, причём значительно большего расширения, чем можно было бы достигнуть путём сокращения военных расходов, а правые явно поверили, что налоги существуют лишь для того, чтобы их снижать.

Самой большой ошибкой стало использование центробанков для покупки госдолга, ведь когда краткосрочные процентные ставки были на нуле, издержки казались минимальными. Это идея, лежащая в основе Современной монетарной теории и концепции «деньги с вертолёта». В последние годы даже видные макроэкономисты говорили о возможности списания Федеральным резервом госдолга США, купленного в рамках программы количественного смягчения, что выглядело простейшим решением любых потенциальных проблем с суверенным долгом.

Однако такой подход предполагает, что даже в случае, если мировые реальные процентные ставки повысятся, их повышение будет постепенным и временным. Вероятность, что резкий рост процентных ставок радикально увеличит процентные платежи по существующему долгу (включая долговые обязательства, которые центральные банки держат в качестве банковских резервов), просто игнорировалась. Но вот мы здесь: Федеральный резерв, который раньше выплачивал нулевые проценты по этим резервам, сегодня платит больше 5%.

Если не считать ряда заметных исключений, люди, поддерживавшие идею, что долги – это бесплатный ланч, не признают даже возможности этой новой реальности. На одной конференции недавно я слушал выступление известного финансового комментатора, который ранее жёстко отстаивал идею «низкие ставки навсегда» и сегодня явно не осознаёт, что она полностью опровергнута. В острой дискуссии этот комментатор признал, что в случае если процентные ставки быстро не вернутся к сверхнизким уровням 2010-х, размер дефицита бюджета действительно может стать важным вопросом. Тем не менее так и не прозвучало признание, что существующий долговой навес может стать проблемой, ведь такое признание поставит под сомнение все прежние рассуждения о пользе расточительной бюджетной политики.

Или, например, в недавнем докладе о рекордном уровне долга в мире, представленном руководителям ведущих центробанков на ежегодной конференции в Джексон-Хоул, Серкан Арсланалп и Барри Эйхенгрин явно уклонились от обсуждения последствий нынешнего долгового навеса, а также связи между большим размером госдолга и вялыми темпами роста экономики в таких странах, как Япония и Италия.

Да, конечно, новая рецессия (когда она наступит), скорее всего, приведёт к значительному снижению процентных ставок, потенциально дав временную передышку сильно закредитованному рынку коммерческой недвижимости в США, где сегодня стали мантрой слова: «остаться в живых до 2025 года». Согласно этой логике, если владельцы недвижимости смогут выдержать ещё один год падения арендной платы и роста финансовых издержек, тогда резкое снижение процентных ставок в 2025 году остановит волну убытков, грозящую потопить их бизнес.

Впрочем, даже если инфляция снизится, процентные ставки в течение ближайшего десятилетия, скорее всего, останутся на более высоком уровне, чем на протяжении десяти лет после финансового кризиса 2008 года. Это объясняется целым рядом факторов, в числе которых очень большой размер долгов, деглобализация, увеличение оборонных расходов, переход к зелёной экономике, популистские требования перераспределить доходы, упорная инфляция. Даже демографические сдвиги, на которые часто ссылаются как на аргумент в пользу постоянно низких процентных ставок, могут по-разному влиять на развитые страны, поскольку им приходится увеличивать расходы на поддержку быстро стареющего населения.

Хотя мир, несомненно, способен адаптироваться к повышенным процентным ставкам, эта адаптация ещё не завершена. И она может оказаться особенно трудной для европейских стран, поскольку сверхнизкие процентные ставки были тем клеем, который скреплял еврозону. Когда процентные ставки были равны почти нулю, казалось, что меры Европейского центрального банка, предоставлявшего финансовую помощь по принципу «сделаем всё, что потребуется», ничего ему не стоят, однако неизвестно, сможет ли этот блок стран пережить будущие кризисы, если реальные процентные ставки останутся на высоком уровне.

Как я уже писал ранее, Японии будет очень трудно сворачивать политику «нулевых процентных ставок навсегда», потому что её государственная и финансовая системы уже привыкли считать долг бесплатным. В США проблемы в секторе коммерческой недвижимости, наряду с ростом заимствований, могут спровоцировать новую волну инфляции. Кроме того, хотя развивающиеся страны с крупной экономикой пока что справляются с повышенными процентными ставками, их бюджеты попали под колоссальное давление.

В этой новой глобальной среде властям и экономистам (даже тем, кто ранее принадлежал к лагерю «низкие ставки навсегда»), наверное, придётся пересмотреть свои взгляды в свете нынешних рыночных реалий. Да, можно расширять социальные программы и повышать военный потенциал без большого дефицита бюджета, но, если не повышать налоги, тогда за это придётся заплатить. И, скорее всего, нас ждёт горький урок, что этот ланч никогда не был бесплатным.

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить