Почему мир охвачен кризисом психического здоровья

14260

И как на это влияет климат

Фото: © unsplash.com/Dev Asangbam

От растущей климатической тревожности в богатых странах, таких как США, до сильных психологических травм в зонах конфликтов, таких как Украина и Газа (особенно среди детей), ментальные страдания по всему миру стали широко распространены, и обычные медицинские службы не в состоянии справиться с ними. В результате десятки миллионов людей подвергаются риску серьезных патологий и самоубийств.

В настоящее время более 25% населения Земли испытывает чувство социальной изоляции и одиночества, а более 150 000 человек в возрасте 15-29 лет ежегодно погибают в результате суицида. Изменение климата грозит увеличить эти мрачные цифры. Как сообщает Американская психиатрическая ассоциация, изменение климата может «привести к потере работы, вынудить людей переехать, нанести ущерб социальной сплоченности и ресурсам общины, и все это имеет последствия для психического здоровья». Более того, размышления об изменении климата и его последствиях как для «национальной безопасности, так и для индивидуального благополучия» могут вызвать «значительный дистресс».

Ни одна группа населения не остается в стороне. Молодежь боится за свое будущее, пожилые люди скорбят о разрушении старого мира, а активисты и климатологи страдают от эмоционального выгорания и отчаяния. И это мы не говорим о посттравматическом стрессе и депрессии, которые испытывают те, кто уже пострадал от климатических катастроф, особенно в уязвимых развивающихся странах.

В классическом варианте пациент психиатрической клиники проходит терапию тет-а-тет со своим врачом. Но даже системы здравоохранения богатых стран не в состоянии предложить такие услуги так широко, как это необходимо: в США более 150 миллионов человек живут в районах, где слишком мало специалистов по психическому здоровью. Через несколько лет в стране может не хватать 31 100 психиатров.

Еще хуже эта ситуация развивается в бедных и затронутых конфликтами странах, где традиционное психиатрическое лечение зачастую очень труднодоступно, если оно вообще доступно. Возьмем, к примеру, Зимбабве: несмотря на то, что в ней проживает 16 миллионов человек, в стране насчитывается всего 13 психиатров и 20 клинических психологов!

Последствия этого недостатка стали очевидны в 2019 году, после того, как циклон «Идай» пронесся над территорией Зимбабве. Мощные ветры и проливные дожди – а также вызванные ими масштабные наводнения и оползни – привели к гибели сотен людей, перемещению около 60 000 человек и разрушению 50 000 домов. Кроме того, стихия уничтожила неубранные посевы, запасы семян и домашний скот, оставив людей без еды и средств к существованию. Все это способствовало возникновению проблем с психическим здоровьем, включая посттравматическое стрессовое расстройство.

Не прошло и года, как ситуация стала гораздо хуже: пандемия COVID-19 заставила закрыть все страны, что еще больше подорвало социально-экономическое благополучие людей. Возникшие проблемы с психическим здоровьем оказались не под силу системе здравоохранения.

Но это не значит, что у Зимбабве нет выбора. Начатый мною проект «Скамейка дружбы» обучает волонтеров-общественников без какой-либо предварительной медицинской или психиатрической подготовки проводить разговорную терапию на деревянных парковых скамейках во всех десяти провинциях страны. К настоящему времени мы обучили более 2000 таких «бабушек», чтобы они могли оказывать консультативную помощь своим местным жителям.

Программа работает. В 2016 году рандомизированное клиническое исследование показало, что у пациентов с распространенными психическими расстройствами и признаками депрессии, получивших консультацию на скамейке дружбы, значительно уменьшились симптомы. В сообществах, где есть доступ к услугам скамеек дружбы, также наблюдаются улучшения в других областях – от результатов борьбы с ВИЧ до  здоровья матери и ребенка. Даже бабушки, проводящие терапию, отмечают, что им помогло более сильное чувство принадлежности и устойчивости к невзгодам.

Другие организации в странах с малым количеством ресурсов также являются первопроходцами в разработке новых, масштабируемых моделей оказания высококачественной и недорогой психиатрической помощи в сообществах, где она ранее была недоступна. Одна из таких моделей – Sangath, НПО со штаб-квартирой в индийском штате Гоа, которая обучает обычных людей оказывать психосоциальную помощь, особенно в районах с ограниченным доступом к службам психического здоровья. Клинические испытания показали, что эти «непрофессиональные консультанты» эффективно справляются с широким спектром психических заболеваний, от депрессии и тревожности до расстройств, связанных с употреблением алкоголя.

Аналогичным образом, организация StrongMinds готовит «фасилитаторов психического здоровья» для проведения бесплатной групповой терапии женщин и подростков с низким уровнем дохода, страдающих депрессией, в Уганде и Замбии. Организация сообщает о мощном воздействии, не в последнюю очередь в поддержке сообществ, пострадавших от экологических катастроф, связанных с климатом. И это влияние будет расти: основатель и генеральный директор StrongMinds Шон Мэйберри ожидает, что в этом году программа охватит 335 000 человек.

Западные модели психиатрической помощи слишком ресурсоемки, чтобы внедрять их по всему миру, особенно в Африке и Южной Азии, где быстро растущее население и ускоряющиеся климатические риски создают огромные проблемы. Однако хорошо продуманные инициативы на уровне общин являются экономически эффективными и хорошо масштабируемыми. Помимо улучшения индивидуального психического здоровья и повышения устойчивости, такие программы укрепляют сплоченность сообществ и способствуют коллективному решению проблем, что становится все более важным по мере усиления климатического кризиса.

Эффективное преодоление глобального кризиса психического здоровья потребует более активного участия международного сообщества. Специальная инициатива по охране психического здоровья Всемирной организации здравоохранения, направленная на расширение доступа к услугам в области психического здоровья во всех ее шести регионах в 2019-23 годах, стала шагом в правильном направлении. Но ее необходимо поддерживать и расширять. Тем временем местные и национальные правительства и благотворительные фонды должны принять новые, основанные на местном опыте подходы, которые доказали свою способность помочь сообществам справиться с растущими рисками для их жизни, средств к существованию и благополучия.

Диксон Чибанда, профессор психиатрии и глобального психического здоровья в Университете Зимбабве и Лондонской школе гигиены и тропической медицины, является организатором программы «Скамейки дружбы» и лауреатом премии Макналти за 2023 год.

© Project Syndicate 1995-2024 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить