Свой бизнес лучше нефтянки

22128

Наряду с юристами, менеджерами по продажам и бухгалтерами разного масштаба должности в нефтяной отрасли по-прежнему считаются самыми желанными для казахстанской молодежи

Но на примере четырех молодых мужчин, имевших возможность сравнить работу в нефтянке с собственным бизнесом, мы готовы заявить: свой бизнес лучше.

Фото: Андрей Лунин
Евгений Климов, 34 года, инженер-эколог, юрист: "Сверхпотребление – это тупиковый путь развития"

По окончании магистратуры прикладной экологии я был приглашен на должность инженера-эколога, занимающегося оценкой воздействия деятельности нефтяных компаний на окружающую среду. Я работал в Атырауской, Актюбинской, Алматинской областях. Сомнения в том, насколько востребованы экологические рекомендации, начали волновать меня почти с первых дней работы. Через два года я окончательно пришел к выводу, что оценка воздействия добычи нефти на почву, флору, фауну, воздух и, соответственно, на здоровье человека не является независимой. Такова система, и, находясь в ней, изменить ее было невозможно.

Я уволился. Многие меня не понимали: карьера, рост, перспективы, хорошая зарплата. Что еще может быть нужно? После увольнения пошел волонтером в общественную организацию «Институт сотрудничества в целях развития», которая занималась развитием гражданских инициатив и социальных проектов. Стал изучать деятельность экологических организаций, узнавал, что такое общественный контроль, общественная независимая экспертиза. Позднее мы с друзьями – биологами, экологами и геологами – зарегистрировали нашу собственную экологическую организацию, с тех пор реализовали уже несколько международных проектов.

Мы были первыми в Казахстане, кто начал говорить об угрозе содержания генно-модифицированных компонентов или организмов (ГМО) в продуктах питания человека. Мы обнаружили, что одна из продуктовых корпораций применяет ГМО в детских смесях, организовали информационную кампанию и даже начали судебный процесс. Суд, правда, проиграли, но добились изменения в законодательстве, обязывающего делать маркировку ГМО и запрещающего производство с их использованием. С прилавков супермаркетов исчезло то детское питание, а в прошлом году меня попросили о встрече с прилетевшем из Европы вице-президентом той корпорации, который принес свои извинения за деятельность их компании тех лет в присутствии представителя Датского института по правам человека. 

Мы также занимаемся развитием экотуризма, содействием производству органических или экологических продуктов и другими направлениями. Многие люди не склонны придавать глубокий смысл таким понятиям, как «общественная польза», «социальная и экологическая ответственность». Более важными становятся понятия «деньги любой ценой», «живем один раз». Это приводит к сверхпотреблению, а это тупиковый путь развития человечества.

***

Фото: Андрей Лунин
Станислав Ли, 26 лет, предприниматель в сфере интернета и торговли: "Бизнес захватил меня, и я намерен его развивать"

Не скрою, меня, как и многих других, привлекала идея посвятить свою профессио­нальную жизнь нефтегазовой отрасли, которая считается самой перспективной в Казахстане среди большого числа молодежи. Поэтому после школы я поступил в КБТУ на специальность «стандартизация и сертификация нефтегазовой отрасли». После окончания учебы устроился помощником главного менеджера проекта «Нефтепровод» международной компании Moody International, которая предоставляет инспекционные услуги в разных отраслях промышленности, в том числе в нефтяной и газовой. После двух лет работы я занял пост координатора проекта, работал по семь дней в неделю, не имея возможности даже выехать из Алматы. Я должен был постоянно быть в зоне доступа, постоянно начеку: если что-то случалось, какие-то недочеты, проблемы, я должен был быстро реагировать. И это порой бывало очень тяжело. Со временем и престижная должность, и высокая зарплата потеряли свою привлекательность. Мне захотелось работать на себя, заниматься любимым делом, тем, что было действительно по душе. К тому времени проект, на котором я работал, завершался, и в ожидании запуска нового проекта у меня было время, которым я воспользовался, чтобы попробовать делать то, что я хочу. 

Меня всегда интересовала жизнь известных личностей, истории их успеха и достижений. В Казахстане не было ресурса с информацией об известных людях нашей страны, такую информацию, и довольно скудную, можно было найти только в Wikipedia. И я решил восполнить этот пробел. Благодаря этому хобби у меня появился опыт в управлении сайтами, связи в интернет-сфере. После я решил открыть свой интернет-магазин по продаже мобильной техники. Весной 2012 года мы с моим партнером Асетом Нурпеисовым, одним из самых известных интернет-деятелей Казахстана, открыли онлайн-магазин SmartShop.kz. Вскоре после этого был открыт офлайн-магазин в Алматы. В 2013 году мы переехали в новое здание и открыли бутик в два раза больше первого. В настоящее время наши клиенты могут осуществлять заказы по всему Казахстану, а в таких городах, как Атырау и Астана, уже есть онлайн-представительства, в скором времени здесь планируется открытие офлайн-магазинов в данных городах. 

Этот бизнес захватил меня, и я намерен развивать его дальше. Чтобы подняться на новую высоту, я специально пошел обучаться на MBA в КИМЭП.

***

Фото: Андрей Лунин
Руслан Сарсенгалиев, 29 лет, предприниматель в телекоммуникационной сфере: "Казахстан- ская нефтянка продает слишком много воздуха"

В подразделение SAT Operating Aktau нефтяной компании SAT я попал почти случайно, но хорошо в ней преуспел. Начинал с аппаратчика полимеризации пятого разряда, потом перешел в подразделение продаж, где была очень сильная команда. Там я научился продавать все – от сырья до самых разных продуктов нефтепереработки. Через несколько лет вернулся в Алматы, но еще занимался тем же какое-то время – сначала в SAT, потом управленцем в еще одной «дочке» «Жигер», всего в нефтянке проработал около шести лет. 

Но я ушел – из-за отношения людей к деньгам. В Казахстане непростой менталитет, люди не умеют доверять, все отношения сводятся к деньгам. Работая в «Жигер», я немало поездил по миру, видел много разных людей, поэтому имел возможность сравнивать. Эта наша алчность мне стала невыносима, энтузиазм иссяк. Нужно видеть правильные ориентиры, отдаваться идеям, работать на благо компании, а не служить деньгам. Я не хотел врать и воровать, прогибаться под эти условия. Казахстанская нефтянка продает слишком много воздуха.

Я уходил в никуда, сначала месяц просидел без работы. Потом была работа в ПФ «Улар­Умит», где нас научили продавать по-настоящему: когда умеешь продавать умозрительные деньги, показанные лишь на бумажке, потом можешь продать все что угодно. Были еще несколько мест работы, в том числе я поработал на Винокурова, мы продвигали его магазины – кстати, его знаменитый велосипед за 243 тыс. евро продал я. Потом однажды я дал себе две недели передышки, взял свой ноутбук и пошел в кофейню – сидел и целенаправленно думал, что я сам могу делать. В результате сегодня у нас (меня и моих друзей-партнеров) есть фотостудия со штатом активных фотографов, есть компания в области интеграторских услуг – продаем все, что связано с телекоммуникациями. Плюс являюсь сейчас арт-директором вновь открытого клуба «Адмирал», над его продвижением работаем также с супругой и друзьями.  

Я не ищу одно прибыльное направление, я стремлюсь создать компанию многопрофильных услуг, чтобы мы могли быть полезными всем нашим клиентам в самых разных сферах. Деньги – это лишь средство, больше ничего они не значат. Был момент, когда моей дочке нечего было есть, я нашел тысячу, купил ей хлеб, йогурт и еще что-то по мелочи. И я дал себе слово, что деньги и еда будут у меня всегда, чего бы мне это ни стоило, исключая, конечно, убийство или воровство. Все, что у меня есть, это мои руки, ноги, глаза и подвешенный язык, вот ими я и буду зарабатывать. 

***

Фото из личного архива
Тимур Бектур, 30 лет, IT-специалист: "Молодым людям надо не бояться и начинать свое дело"

В 2008 году в Атырау я пришел в третий сезон специального проекта компании Agip KCO в качестве стажера. Там я выучил английский язык, прошел курсы по основам IT и неф­тегазовой промышленности. В конкурсе на участие в этом проекте было более 10 000 претендентов, после многочисленных заданий, психологических тестов и собеседований отобрали около 300 человек, среди которых оказался и я из Мангыстау. После учебной практики в департаменте ICT и работы младшим советником в отделе ICT Risk Management начался самый сложный, но в то же время самый интересный период профессионального роста, я дорос до эдвайзера, а потом в компании NCPOC стал аналитиком по безопасности информации. 

Все информационные работы и проблемы в компании, развитие бизнеса и препятствия, которые появляются на пути, – все это называют IT-рисками, которые я учился предотвращать, я работал в одном из ключевых звеньев в нефтяной промышленности. В компании, где я работал, каждый год нас отправляли на курсы повышения квалификации. Сотрудники имеют много привилегий – есть возможность легко получить ссуду. 

Но мои амбиции немного не совпадали с моей работой, которая просто душила мой профессиональный потенциал, я не мог реализовывать свои личные проекты, так как стояла определенная задача и ее нужно было выполнить. Я уверен, что Казахстан может стать конкурентоспособной страной на мировой арене в сфере IT-технологий. Я сам хотел продвигать это сферу, обучать молодежь тому, что знаю сам. Возникла идея продвигать IT в Казахстане среди казахской молодежи. С 2012 года я начал издавать журнал «IT-тірлік» (http://it-tirlik.kz/). Помимо этого, буду применять на практике то, чему учился все это время, чтобы навыки не забывались. В Мангыстауском отделе Ассоциации молодых предпринимателей Казахстана я координирую деятельность будущих и начинающих предпринимателей, занимаемся защитой прав и интересов членов ассоциации и так далее.  Помимо этого я еще занимаюсь своим бизнесом: даю IT-консультации, делаю сайты, даю онлайн-уроки студентам одного колледжа, занимаюсь интернет-маркетингом и другое.

Да, работа в нефтяной компании дает возможность получать хорошую зарплату. Но если все в Атырау и Мангыстау будут нефтяниками, то кто будет заниматься другими делами? Кто мешает открыть свое дело на благо и обществу, и своему карману? Сегодня большое внимание уделяют стартапам, молодым людям надо не бояться и начинать свое дело.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить