Почему экономика Италии чувствует себя хорошо

12663

Несмотря на сложные глобальные условия

ФОТО: Depositphotos/Ale_Mi

После замедления в последнем квартале 2022 года, в первом квартале этого года темпы роста ВВП ускорились и достигли 1,9% в годовом исчислении. Однако, даже если рост немного ускорится, мы все равно вряд ли увидим повторение общих показателей прошлого года, когда экономика выросла на 3,7% , что является одним из самых высоких темпов роста за последние 40 лет.

Прошлогодний рост в значительной степени стал результатом устойчивого внутреннего спроса, особенно частного потребления и инвестиций в жилую недвижимость, которые выиграли от налоговых льгот, введенных до пандемии, чтобы сделать стареющий жилой фонд Италии более энергоэффективным. В то же время фискальные меры помогли домохозяйствам и бизнесу сохранить свою покупательную способность в условиях повышения цен на продукты питания и энергоносители после вторжения России в Украину.

Однако экспансионистская фискальная политика увеличила дефицит бюджета до колоссальных 8% ВВП, даже несмотря на то, что сильный рост привел к снижению отношения государственного долга к ВВП до 144% — что на 11 пунктов ниже пикового значения 2020 года. Теперь, когда многие фискальные меры были постепенно отменены, прогнозируемый дефицит снизился до 4,5% ВВП.

Проблема состоит в том, что темпы роста в этом году также снизятся. Хуже того, повышение процентных ставок Европейским центральным банком привело к увеличению стоимости заимствований, сдерживая частные инвестиции и повышая расходы на обслуживание долга. В результате, темпы роста ВВП в этом году должны составить около 1,1-1,2%, а в 2024 году произойдет дальнейшее замедление. Это будет возврат к средним показателям. С 1983 года экономика Италии росла в среднем на 1,1% в год по сравнению с 2,4% в экономике ЕС и 2,2% в странах G7.

Такая перспектива не сулит ничего хорошего премьер-министру Джорджии Мелони, которая в прошлом году проводя предвыборную кампанию пообещала «поднять» итальянскую экономику. Чтобы выполнить свою экономическую программу ей необходим сильный рост экономики, особенно для выполнения своего обещания распространить единый налог на самозанятых людей с высокими доходами. Но она также должна добиться первичного профицита бюджета. С ростом процентных ставок возрастает риск того, что инвесторы утратят веру в способность Италии обслуживать свой долг. Поэтому Meлони должна удерживать спред между десятилетними итальянскими и немецкими облигациями как можно ниже, в идеале в диапазоне 100-150 базисных пункта. В настоящее время он составляет около 165 базисных пункта.

Для достижения более устойчивого роста, правительство Мелони должно решить более давние структурные проблемы, такие как различия в региональном развитии, демографическое старение, низкий уровень участия женщин на рынке труда, удручающий рост производительности, стагнация доходов, уклонение от уплаты налогов и новые риски, связанные с изменением климата. Для Италии эти проблемы не новы. Во время своей первой избирательной кампании в 1994 году бывший премьер-министр Сильвио Берлускони, скончавшийся 12 июня, обещал оживить экономику и создать миллион новых рабочих мест, но этого не произошло. Разумная экономическая политика никогда не была визитной карточкой трех правительств Берлускони.

К счастью для Мелони, в ответ на эти вызовы Италия должна получить дополнительные 191,5 млрд евро ($205 млрд) из 800 млрд евро фонда Европейского союза, направленного на восстановление после пандемии. В соответствии со своим Национальным планом восстановления и повышения устойчивости (NRRP) Италия выделяет средства на преодоление многих структурных проблем, связанных с повышением производительности, уделяя особое внимание цифровизации и инновациям, переходу на экологически чистую энергию и социальной интеграции.

NRRP, безусловно обладает потенциалом для того, чтобы перевести итальянскую экономику на более высокий уровень. С целью сокращения регионального, поколенческого и гендерного разрыва, согласно плану будет выделено 82 миллиарда евро южным регионам Италии, с инвестициями в 500 проектов — от внедрения электробусов до строительства высокоскоростных железнодорожных путей. Около 72 из этих проектов ориентированы на небольшие населенные пункты и будут осуществляться под руководством местных властей.

Но будут ли эти проекты завершены в срок и в рамках бюджета? Недавно независимая аудиторская палата Италии предупредила, что NRRP уже отстает от согласованного графика. На самом деле, амбиции NRRP подрываются структурными недостатками многолетней давности. Все средства должны быть израсходованы к 2026 году, однако страна просто не располагает возможностями для реализации такого количества инфраструктурных проектов в столь короткие сроки. Эта проблема особенно остро стоит на местном уровне из-за сочетания нехватки квалифицированных кадров и прошлых сокращений штата государственного сектора.

Однако, если цели NRRP не будут достигнуты, планируемые средства не будут выделены в полном объеме, что приведет к сокращению общих инвестиций. Несмотря на то, что Европейская комиссия одобрила второй транш Италии (21 млрд евро) в сентябре прошлого года, запрос правительства на третий транш (19 млрд евро) с января находится на рассмотрении.

Ставки высоки. У Италии есть уникальная возможность раз в поколение модернизироваться. Возможно, наилучший способ продвижения вперед состоит в том, чтобы сопоставить некоторые отдельные расходы с общей целью NRRP. Хотя локальные проекты, естественно, будут в большей степени отвечать местным потребностям, они не обязательно будут соответствовать более широкой цели повышения производительности.

Оптимизация NRRP и получение зеленого света от ЕС требует более тесного сотрудничества между правительством и оппозицией. У Италии все еще есть шанс преобразовать свою экономику и добиться более устойчивого роста. Но будет ли это политически осуществимо, еще предстоит выяснить.

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить