В Чили, Колумбии и Уругвае около 1% населения контролируют 40% общего богатства

18526

Как побороть экономическое неравномерное неравенство в Латинской Америке

Фото: pexels.com

Почти все согласны с тем, что неравномерное распределение доходов, богатства и возможностей в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК) препятствует усилиям по построению сплоченных обществ и прочных демократий, а также сдерживает амбиции молодых людей. Однако усилия по сокращению разрыва между богатыми и бедными не увенчались успехом, и прогресс затормозился. Правительствам срочно нужны более точные данные о том, как решить эту давнюю проблему.

С этой целью Межамериканский банк развития совместно с Лондонской школой экономики, Йельским университетом, Институтом фискальных исследований и учеными из более чем десятка ведущих университетов приступил к всестороннему пересмотру проблемы неравенства в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Первые исследования проекта, включающие критические обзоры существующей литературы, свежие данные и новый анализ, уже показали, что неравенство в регионе не так предсказуемо и не так статично, как многие считают.

Начнем с того, что в ЛАК неравномерное неравенство. В некоторых странах, таких как Бразилия, Колумбия, Гватемала, Гондурас и Панама, неравенство доходов чрезвычайно велико, в то время как в других, включая Боливию, Доминиканскую Республику, Сальвадор и Уругвай, неравенство доходов аналогично Соединенным Штатам.

Более того, неравенство не является неизменной чертой общества стран ЛАК, оно колеблется во времени. В большинстве стран оно начало быстро расти в 1970-х годах, достигло пика в 1990-х, а затем начало снижаться. Сегодня неравенство в регионе ниже, чем три десятилетия назад, благодаря успехам в сфере образования (которые сократили разрыв в оплате труда), экономическому росту, подпитываемому сырьевыми товарами, и множеству государственных социальных программ. Однако с 2014 года, когда в регионе наступила экономическая стагнация, неравенство, по сути, застыло на неприемлемом уровне.

Исследование динамики неравенства с 1980 года до наших дней показывает, что за этой общей картиной скрываются значительные различия. Например, Боливия, Бразилия, Чили и Перу значительно сократили неравенство в период с 1980 по 2010 год, хотя его уровень остается высоким по сравнению с другими странами, находящимися на аналогичном этапе развития. Напротив, в Коста-Рике за этот период неравенство неуклонно росло. Поэтому следует отказаться от фаталистического предположения, что весь регион проклят структурным неравенством, которое не поддается политическому вмешательству.

Выполненные в ходе реализации проекта исследования также показали, что неравенство богатства в регионе, похоже, более глубоко укоренилось, чем неравенство доходов. Несмотря на то, что данные пока весьма ограничены, одно из исследований показало, что в Чили, Колумбии и Уругвае около 1% населения контролируют 37–40% общего богатства, в то время как беднейшая половина населения контролирует лишь десятую часть. Более того, многие домохозяйства с низким уровнем дохода имеют отрицательный капитал, поскольку их непогашенные долги превышают совокупную стоимость их дома, транспортных средств и других активов.

Также появились новые данные о том, что возможности и потенциальный доход детей в регионе, как правило, отражают возможности и потенциальный доход их родителей, что означает низкий уровень мобильности поколений. Одно из исследований показывает, что от 44% (Аргентина) до 63% (Гватемала) текущего неравенства доходов в девяти странах ЛАК объясняется «наследственными» факторами. Среди переменных, способствующих сохранению неравенства между поколениями, – рождение в районах с низким уровнем доходов, принадлежность к этническим меньшинствам, а также наличие родителей с ограниченным школьным образованием или низкооплачиваемой профессией. Но и здесь картина получается более нюансированной. В странах с историей рабства или угнетения коренных народов расовые или этнические факторы предсказывают гораздо более низкий уровень социальной мобильности поколений.

Наконец, география имеет значение – но не всегда предсказуемым образом. Например, тот факт, что 80% населения ЛАК проживает в городах, укрепил предположение о том, что динамика сельских районов мало влияет на неравенство доходов в регионе. Однако новые данные свидетельствуют о том, что разрыв в доходах в сельском хозяйстве, обусловленный в основном низкой производительностью труда на мелких фермах, объясняет от 11% (Уругвай) до 58% (Боливия) общего неравенства доходов в девяти странах.

На данный момент проект подтвердил, что неравенство в странах Латинской Америки и Карибского бассейна является неприемлемо высоким, а также продемонстрировал его изменчивость и способность реагировать на факторы, которые могут влиять на степень его «унаследованности». Вооружившись таким тонким пониманием, политики должны отказаться от одних подходов к решению проблемы, доработать другие и опробовать совершенно новые стратегии, в большей степени отвечающие специфическим потребностям их стран. Например, в таких странах, как Колумбия и Перу, где многие работники заключают неформальные контракты и поэтому практически не платят налогов, потребуется иной набор мер для налоговой и пенсионной систем по сравнению с Чили и Уругваем, где большая доля рабочей силы отчисляет средства на пенсии и социальное обеспечение.

Хотя традиционные стратегии, такие как расширение и повышение качества образования и предоставление денежной помощи домохозяйствам с низким уровнем дохода, могут быть эффективными, их недостаточно для снижения неравенства во всех условиях. Для достижения этой цели правительства стран ЛАК должны способствовать экономическому росту, способному создать более продуктивные (и официальные) рабочие места, и принять новое поколение налоговых стратегий, обеспечивающих каждому место за столом переговоров.

Ана Мария Ибаньес, вице-президент по секторам и знаниям Межамериканского банка развития, возглавляет команду, занимающуюся обзором неравенства в странах Латинской Америки и Карибского бассейна

© Project Syndicate 1995–2024 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить