К чему приведёт запрет на вывоз пластикового мусора?

13545

С 14 июня вступает в силу запрет на вывоз ПЭТ-отходов из Казахстана

ФОТО: © Depositphotos/James633

Горы мусора

Согласно работе What a Waste 2.0: A Global Snapshot of Solid Waste Management to 2050, опубликованной в 2018 году Всемирным банком, ежегодно в мире образуется 2,01 млрд тонн твердых бытовых отходов, а к 2050 году ожидается рост до 3,4 млрд тонн. Каждый человек производит в день в среднем 0,74 кг отходов (это значение варьируется от 0,11 кг до 4,54 кг в разных странах), в Казахстане – 0,78 кг в день. Страны с высоким уровнем дохода производят порядка 34% мировых отходов, это 683 млн тонн, хотя на них приходится лишь 16% населения мира.

Исходя из этих данных, в год каждый человек в среднем создает 270 кг мусора, в Казахстане – 285 кг. Есть и другие цифры:, по мнению некоторых казахстанских экспертов, на каждого казахстанца ежегодно приходится более 400 кг отходов, а на полигонах сейчас находится более 45 млн тонн твердых бытовых отходов.

Работа What a Waste 2.0 также демонстрирует состав отходов - там пластик в среднем по миру занимает 12%. Этот показатель варьируется в зависимости от уровня доходов. К примеру, в странах с высокими доходами объем пластика в морфологии отходов составляет 13%, в низких – 6,4%. Исследование относит Казахстан к странам с доходами выше среднего, где доля пластика в составе отходов – 11%.

Население Казахстана, согласно данным Бюро национальной статистики, по состоянию на 1 мая 2022 года составляет почти 19,2 млн человек. Таким образом, можно подсчитать, что в Казахстане ежегодно образуется примерно 600 тыс. тонн пластиковых отходов (19,2 млн чел. х 285 кг х 11%). Если же довериться цифрам казахстанских экспертов, то, по некоторым их данным, объем ежегодно образуемого пластикового мусора составит уже 844,8 тыс. тонн.

Точечная переработка

По данным государственной статистики, в 2021 году на переработку в Казахстане направили чуть менее 132 тыс. тонн пластиковых отходов, что составляет не более 21,9% от всего объема ежегодно производимых в стране отходов пластика.

Стоимость 1 кг ПЭТ-отходов в среднем составляет 200-400 тенге. Это означает, что объем рынка пластиковых отходов варьируется от 182,7 млрд до 253,4 млрд тенге, а бюджет ежегодно недополучает налоговые поступления от нереализованных и непереработанных объемов ПЭТ-отходов стоимостью 141-214 млрд тенге.

Согласно Экологическому кодексу, в Казахстане запрещено принимать для захоронения на полигонах отходы пластмасс, пластика и полиэтилена, полиэтилентерефталатную упаковку, что связано с вредным воздействием последних при разложении в окружающей среде. В том случае если представленные данные государственной статистики и исследования What a Waste 2.0 верны, открытым остается вопрос относительно судьбы оставшихся 470–700 тыс. тонн отходов пластика, которые, вероятно, вопреки нормативному запрету отправляются для захоронения на полигоны.

Непродуманный запрет

Уверен: запрет на вывоз пластиковых ПЭТ-отходов, вводимый с 14 июня сроком на 6 месяцев, негативно отразится на развитии системы сбора, переработки и утилизации пластиковых отходов, что также окажет пагубное влияние на состояние окружающей среды. Ведь за закрытием границ неминуемо последует снижение стоимости приема ПЭТ-отходов заводами-переработчиками. Это может привести к тому, что бизнес, который занимается сбором ПЭТ-отходов, в том числе и у населения, приостановит эту деятельность либо существенно сократит объемы сбора. И это приведет к снижению объемов собираемых и перерабатываемых пластиковых отходов. То есть в окружающей среде будет копиться больше пластика.

Представители заводов-переработчиков утверждают, что они загружены лишь на 10-50%, и могут перерабатывать более 60 тыс. тонн пластикового мусора, однако и это всего лишь 7-10% всех ПЭТ-отходов, образуемых в стране. А 20 тыс. тонн пластиковых отходов, вывозимых, по их мнению, за границу – это сравнительно небольшой объем (согласно официальным данным, в 2021 году из Казахстана экспортировано около 31 тыс. тонн пластиковых отходов).

К тому же декларируется, что запрет продиктован необходимостью вывода рынка оборота ПЭТ-отходов из тени. С подобным утверждением также сложно согласиться, поскольку объемы экспорта любого товара прослеживаются по кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности: куда сколько было вывезено, знают таможенные органы.

Что касается теневой части этого объема, то ее наличие вызвано сложностью налогового администрирования сбора отходов: индивидуальный подоходный налог уплачивается за всех физических лиц, занимающихся сбором и сдачей ПЭТ-отходов.

Решение проблем собираемости пластиковых отходов и, как следствие, дозагрузки заводов-переработчиков ПЭТ-отходов сырьем может заключаться, помимо прочего, в постепенном привитии населению культуры раздельного сбора отходов. Нужно упрощать процедуры открытия пунктов приема вторичного сырья, субсидировать такую деятельность — например, освобождать компании, осуществляющие сбор отходов, от некоторых налогов. В итоге мультипликативно это приведет к росту собираемости налогов за счет роста всего рынка.

Пока же попытки правительства вмешиваться в рыночные отношения путем введения запретов на вывоз могут привести не к желаемой дозагрузке заводов-переработчиков ПЭТ-отходов сырьем, а к росту объемов пластикового мусора на полигонах и ухудшению экологической обстановки в стране.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить