Дополненная реальность, ИИ, тайм-менеджмент: Виталий Шитнев — о будущем 3D-дизайна

11167

Объём мирового рынка 3D-картографирования и моделирования оценивается в $6,52 млрд и, по прогнозу Mordor Intelligence, к 2028 году вырастет почти вдвое — до $12,92 млрд

Виталий Шитнев
Виталий Шитнев
Фото: архив пресс-службы

В разных странах быстро увеличивается спрос на специалистов, которые обладают навыками работы с цифровой анимацией. О главных скиллах в индустрии рассказал 3D-художник и арт-директор Виталий Шитнев, который более 17 лет создает анимацию и визуал для художественных фильмов, охватных ивентов и рекламных креативов.

Виталий, с чего вы начали свой путь в диджитале?

- Я начал работать графическим дизайнером, когда учился в Белорусской академии искусств. Создавал мультимедийный контент для компаний, которые специализировались на презентациях для бизнеса.

В то время только начали появляться домашние ПК, мало кто разбирался в графических программах. Но работодатели уже тогда ценили опыт дизайнера. Как и сегодня, на собеседовании было важно показать любой релевантный пример — от верстки студенческой газеты и дизайна университетского сайта до портфолио из вымышленных работ.

После университета мы с друзьями основали дизайн-агентство «Чердак». Полтора года сотрудничали с ведущими минскими рекламодателями, например, креативили для мобильного оператора Velcom.

Затем я перебрался в Москву — занял должность арт-директора в Young & Rubicam. Работал с LG, «Балтикой», «Билайном», много времени проводил на съемках, общался с клиентами. И главное - всерьез увлекся моушн-дизайном и 3D-анимацией.

Когда получил оффер в «Радуга Дизайн», которая специализировалась на видеоконтенте для ивентов и видеомэппинге, сразу согласился. Это был отличный шанс погрузиться в мир 3D-анимации.

Чем, на ваш взгляд, 3D-анимация полезна бизнесу?

- 3D-анимация — это возможность создавать визуальные эффекты, которые глубоко влияют на восприятие продукта, доверие и лояльность.

В 2015 году, например, мы с Y&R и Simpatika Studio запустили интерактивную активацию More Than a Sign. На парковке в ТЦ установили экраны, незаметные для человеческого глаза. Если водитель нарушал правила парковки и занимал место для людей с инвалидностью, перед ним появлялась реалистичная проекция инвалида. Взаимодействие водителей и проекций записывала скрытая камера.

Запись More Than a Sign собрала более 350 000 просмотров и убедила 5 000 человек подписать петицию о повышении наказания за неправильную парковку. Проект обсуждали на Первом канале РФ, в журнале People, USA Today, GLOBO, Euronews, Huffington Post. Он получил признание и со стороны профессионального сообщества — один серебряный и два бронзовых «Каннских Льва», серебро и золото на Epica Award и бронзу на Clio Awards.

А что с VR? Хотят ли компании запускать проекты в дополненной реальности?

- Да, 3D-дизайн играет важную роль в создании виртуальных сред. Здесь я бы привел в пример еще один любимый проект — VR-релиз Audi Q7. Это был первый автомобильный дебют в истории в виртуальной реальности, творческая коллаборация Sila Sveta, Departament и Interactive Lab. Мы провели его в музее современного искусства «Гараж»: приглашали гостей в интерактивную зону, где они могли отправиться в виртуальное путешествие.

Я был арт-директором со стороны Department, принимал участие в создании концепции и визуальной части пространства. VR-релиз получил 6 премий на Event of the Year 2015, EVENTEX 2015 и Silver Mercury 2016.

Вы часто упоминаете фестивали и премии — какую роль они играют в креативной индустрии?

- Жизнь индустрии насыщена событиями, здесь постоянно возникают новые яркие идеи, берут начало глобальные тренды. Фестивали и премии объединяют профессиональное сообщество. Участвовать в них важно не только ради статуса и продвижения по карьерной лестнице — в первую очередь это площадка для нетворкинга, обмена опытом. Отличный шанс учиться у лучших, развивать вкус и насмотренность. Причем стоит попробовать себя в разных ролях: показать свои работы, посетить ивент в качестве зрителя и оценить коллег.

За последние два года, например, я побывал в жюри Miami Film Festival и NYX Video Awards. Эти фестивали собирают топовых специалистов из кино и видеопродакшена. Они работали над спецэффектами в Marvel и DC Comics, создавали компьютерную графику для Apple и Microsoft.

На NYX Video Awards мне особенно запомнились работы Why Ever You Travel и Peninsula Perspectives. Они рассказывают историю без слов, только с помощью визуальных образов. Такие картины вдохновляют работать над новыми проектами, находить новые способы доносить мысли через визуал.

Виталий Шитнев
Виталий Шитнев
Фото: архив пресс-службы

Вы работаете в индустрии дизайна более 17 лет. Часто приходится изучать новые инструменты, привыкать к изменениям?

- Постоянно. Это одни из главных навыков художника — пополнять свои знания, адаптироваться к изменениям в процессах, инструментах.

Меня в свое время поразил Unreal Engine — там пользователи могут мгновенно увидеть изменения моделей. Полезно не только в игровой индустрии, но и для архитектурной визуализации, кинопроизводства.

Еще одна «поразительная» новость — генеративный дизайн. Я согласен, что у ИИ огромный потенциал: нейросети берут на себя множество задач, связанных с моделированием, текстурированием, анимацией. Правда, я бы с осторожностью говорил о том, что ИИ заменит художников.

Расскажите о работе в США. Чему вы там научились?

- Я переехал в США конце 2017 года, по визе O-1. Почти сразу устроился в Watson DG, работал моушн-дизайнером в медийных проектах для фильмов Death of Stalin (серебро на CLIO AWARDS 2018), Christopher Robin, Flower. Делал много интересного в ивент-индустрии. Например вместе с с Famos Group создавал проекцию для баскетбольного турнира Final Four NCAA. Это такое масштабное событие в мире спорта — по популярности NCAA уступает только NBA.

Сейчас я занимаю должность арт-директора бренда Pregmate. Мы создаем много обучающего и познавательного контента — помогает девушкам ответить на важные вопросы о здоровье. Наш последний проект — ролик Ovulation Explained, в котором с помощью 3D-графики показаны основные процессы в организме женщины во время овуляции и зачатия. В 2023 году Ovulation Explained получил награды NYX Award и MUSE Award.

Работая в американских компаниях, я научился управлять рабочим временем. В московских проектах часто страдал тайм-менеджмент: дизайнеры «подхватывали» проект на последнем этапе, на них сваливались все съехавшие сроки. В США дела с тайм-менеджментом обстоят гораздо лучше: продюсеры внимательно следят за сроками и не допускают аврала.

Что бы вы посоветовали начинающим 3D-художникам?

- Во-первых, прокачивать хард-скиллы и не опускать руки, если что-то из технической составляющей дается с трудом. Начать стоит с теории дизайна: разобраться, как работают композиция, цвет, свет. Затем можно учиться работать с базовым ПО, (Maya, 3ds Max, Blender, ZBrush), осваивать разные методы моделирования, текстурирования, рендеринга.

Во-вторых, учиться работать в условиях стресса и сжатых сроков, разрешать конфликты, много общаться. Современный дизайнер — командный игрок, поэтому ему пригодятся и «мягкие» навыки.

Ну и конечно, развивать насмотренность. Один из главных ресурсов для 3D-художников — платформа ArtStation. Там можно показать свои работы и получить обратную связь от других авторов. Еще вдохновение дарят архитектура, промышленный дизайн и, конечно же, кино и видео.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить