Больше труб, меньше Путина

13970

Греки, египтяне, палестинцы и израильтяне редко соглашаются по какому-либо вопросу, за исключением, наверное, хумуса. Когда же они достигают согласия по любым иным вопросам, мы должны отнестись к их мнению очень серьёзно

ФОТО: © Depositphotos.com

В 2020 году лидеры этих народов отложили в сторону старые склоки и актуальные обиды ради договора о новом трубопроводе, по которому природный газ будет поступать в Европу с недавно открытых месторождений в Средиземном море.

Все эти греки, египтяне, палестинцы и израильтяне оказались провидцами. Они не знали, что цены вырастут в четыре раза, а Владимир Путин превратит российский газ в военно-торговое оружие. К сожалению, как только президент США Джо Байден оказался в Белом доме в 2021 году, он направил эмиссаров с целью похоронить эти планы в тумане смутных разговоров об окружающей среде.

Я именно так описываю директиву администрации Байдена, потому что чиновники Госдепартамента США слили эту информацию в виде неофициального документа. Неудивительно, что никаких отпечатков Байдена на этом документе нет: в 2014 году, будучи вице-президентом, Байден приветствовал план трубопровода как потенциально выгодный для всех. Зверское нападение Путина на Украину, топливом для которого в буквальном смысле стали российские запасы природного газа, ясно показывает, что команда Байдена должна немедленно совершить разворот и поддержать проект трубопровода EastMed.

Крестовый поход администрации против трубопроводов опасен и носит тотальный характер. Помимо Средиземноморья, администрация Байдена закрыла проекты трубопровода Keystone XL из Канады в Техас и трубопровода из Пенсильвании в Новую Англию. Тем временем от Нью-Гэмпшира в США до Гэмпшира в Англии жителей предупреждают, что им следует ожидать перебоев со светом во время жесточайшей летней жары, а на предстоящие зимы советуют покупать толстые одеяла.

Вместо труб администрация Байдена нахваливает ветряные мельницы и солнечные панели, которые стали экономически более конкурентоспособными и могут оказаться намного полезней для окружающей среды. Конечно, это всегда зависит от того, где именно добываются редкоземельные металлы (в основном в Китае), такие как неодим и диспрозий, необходимые для магнитов, и где именно будет решено испортить ландшафт новыми электростанциями, с их 120-метровыми башнями, жужжанием и слепящими зеркалами.

Европейские лидеры, которые часто звучат намного «зеленее» в вопросах энергетики, чем политики США, были озадачены и обеспокоены американской оппозицией использованию энергоресурсов Средиземноморья. Сегодня они понимают, что современной экономике нужен природный газ – по крайней мере, до тех пор, пока зелёная энергетика не сможет работать без регулярных сбоев. Европа профинансировала составление технико-экономического обоснования, которое одобрило трубопровод EastMed, позволяющий примерно за $7 млрд удовлетворить 10% потребностей Европы в газе.

Поскольку европейские граждане протестуют против высоких цен на энергоносители, Европа в буквальном смысле не может дождаться, когда же в Леванте будет построен этот трубопровод. Именно поэтому 15 июня председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подписала исторический меморандум с министрами энергетики Египта и Израиля о поставках природного газа из Израиля в Египет, где он будет сжижаться, а затем отправляться в Европу.

Команда Байдена, похоже, обеспокоена нерегулярным участием Турции в подобных проектах и хочет, чтобы эта страна была вовлечена более активно. У Турции, несомненно, есть стимулы для сотрудничества, поскольку 45% своего газа она импортирует из России. Других участников тревожит изменчивая политика президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его жёсткая риторика. Впрочем, в последние месяцы Эрдоган потеплел к своим соседям: он принял президента Израиля Ицхака Герцога в Анкаре и направил Израилю поздравления с днём независимости. Палестинская администрация, наряду с Израилем, является одним из членов-основателей Восточно-Средиземноморского газового форума, поэтому для Эрдогана будет весьма странно бойкотировать, блокировать или иным образом мешать этому новому трубопроводу во имя ислама или борьбы с сионизмом.

На протяжении почти всего XX века под энергоресурсами Ближнего Востока понималась нефть Арабского полуострова. Однако недавние открытия месторождений природного газа изменили карту. В 2018 году Египет превратился из импортёра сжиженного природного газа в чистого экспортёра, потому что итальянская компания Eni, погрузившись на глубину почти 1,5 км, обнаружила огромное месторождение Зохр. Арабское слово «зохр» означает «полдень», «зенит», и это открытие стало новой высотой для экономического потенциала Египта. По другую сторону Синайского полуострова, историки раньше шутили, что, хотя Израиль и является домом богоизбранного народа, Бог явно решил не давать ему ни грамма топлива. Эта ситуация тоже изменилась, потому что внезапно Израиль получил достаточно топлива для удовлетворения потребностей жителей и даже для экспорта в Иорданию и другие страны.

Если все эти позитивные события происходят без США, кого будет волновать мнение команды Байдена? Нас всех должно волновать, потому что, сигнализируя о своём несогласии, администрация лишает банки и фонды частных инвестиций стимулов предоставлять кредиты и одновременно снижает шансы на поддержку со стороны Всемирного банка и Международного валютного фонда. Да, этот трубопровод ещё можно построить, но финансовые условия будут жёстче, а отдача для инвесторов менее определённой.

Не только Байден горячо выступает против средиземноморского газа. То же самое делает Путин. Байдену пора перейти на трибуну болельщиков его родной команды.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить