Смех и не только: может ли казахстанский стендап стать выгодным бизнесом?

37018

Казахстанский комик Галым Калиакбаров дал большое интервью главному редактору Forbes.kz Виктору Бурдину

Галым Калиакбаров
Галым Калиакбаров
Фото: личный архив

Очередным гостем программы Q&A на YouTube-канале Forbes Kazakhstan стал знаменитый стендап-комик, шоумен, продюсер Stand Up Astana Галым Калиакбаров. В  беседе с ведущим, главным редактором Forbes.kz Виктором Бурдиным, Галым откровенно  рассказал о закулисной жизни комиков, о рынке казахстанского стендапа и об истории создания своего проекта.

- До этого (до запуска проекта в 2021 году - F) у нас считалось так: если ты занимаешься юмором, то тебе надо в Россию или в Украину. [В Казахстане] не было никаких площадок. До этого мы все ездили на «Открытый микрофон» и программу Stand Up на ТНТ, но там большая конкуренция и ты просто не доходишь до эфира. А когда тебя не берут, ты разочаровываешься в себе, в своих талантах, - признался Калиакбаров. - Конечно, бывали какие-то попытки сделать стендап у нас, но за это принимались не продюсеры, а телевизионщики, но это другой «вид спорта», а, значит, нужен другой вид подготовки. И тогда я предложил своим ребятам сделать площадку, на которой мы сможем сами себя прокачать, чтобы не было желания куда-то уехать. Но мы понимали, что это игра в долгую. Я тогда сказал, что сразу срубить бабла и кайфовать не получится, нам нужно настроиться на то, что это будет длинный путь, но он будет интересный. Главное - чтобы у всех хватило запала. И все, что сейчас есть и называется Stand Up Astana – это работа целой команды. Это уже большая компания, в которой работает более 30 человек

Сейчас, по словам Галыма, казахстанские комики конкурируют не только со своими соотечественниками, но и уже с западными, украинскими и российскими артистами.

- Мы выстрелили. Людям понравилось. Причем не только зрителям в Казахстане, но и далеко за его пределами. Мы сейчас ездим по Европе, даем концерты в Стамбуле, Тбилиси, Ташкенте, Бишкеке. Это уже не просто внутренний продукт, мы юмор экспортируем, - заявил Галым.

Виктор Бурдин напомнил, что помимо мировых столиц артисты часто гастролируют и по маленьким городам Казахстана, устанавливая «смешные» цены за входные билеты — от двух тысяч тенге. И поинтересовался – в чем же выгода от таких концертов?

- Есть в этом какой-то романтизм - доехать до тех городов, куда обычно не доезжают артисты. Цены мы ставим, ориентируясь на среднюю зарплату и цены в тех районах. Мы стараемся делать стендап доступным насколько это возможно. Это нужно еще и для того, чтобы наработать там аудиторию, - объяснил Галым. - Сейчас зрители пойдут на концерт за две тысячи тенге, через полгода, когда мы снова приедем, придет больше людей. Еще через полгода мы уже продадим два или три зала и поднимем немного цены.

Как рассказал Галым, команда комиков приезжала в такие города, в которых зрители до последнего не верили, что это действительно именитые артисты - многие думают, что билеты продают мошенники на несуществующие концерты. 

Ведущий  подметил, что когда его гость перечислял зарубежные города, в которых участники Stand Up Astana дают концерты, не прозвучало ни одного российского. «Для вас этот рынок закрыт? Или вы сами для себя его закрыли?», - уточнил Виктор Бурдин.

- Очень много заявок приходит [из России], но мы боимся репутационных рисков. У нас бывало такое, что нам писали люди [из Украины] о том, что они сидят в бомбоубежище, смотрят наш стендап и благодарят нас за возможность отвлечься. Это сложная ситуация, поэтому мы решили пока воздержаться от посещения [России]. С точки зрения бизнеса, я считаю, что в этом нет ничего плохого. Я не сотрудничаю ни с какими проправительственными организациями - я, по сути, поеду зарабатывать деньги, которые потрачу в Казахстане. С точки зрения экономики есть в этом логика. Но с точки зрения этики здесь много спорных моментов, - объяснил Калиакбаров.

Фото: личный архив

Сегодня стендап-комики популярны не только в YouTube или на просторах соцсетей, но также они все чаще становятся желанными гостями на частных мероприятиях, например  праздниках или корпоративах, становятся инфлюенсерами, мелькают в рекламе - словом, зарабатывают. Но насколько развитие стендапа как бизнеса интересно для рынка? И привлекательно ли это направление для инвесторов, поинтересовался ведущий.

- Определенно да. Если взять западную модель, то все, кто работают в юмористической индустрии, особенно в индустрии кино – актеры, режиссеры, сценаристы, – в большинстве своем бывшие стендап-комики. Вуди Аллен, Адам Сэндлер, Джим Керри, Крис Рок, Эдди Мерфи – можно перечислять долго. Просто они в какой-то момент перестали быть стендаперами, потому что их позвали в кино или режиссуру, и они ушли. Многие ведущие вечерних шоу тоже в прошлом стендап-комики. Поэтому если мы в Казахстане это разовьем, то получим очень большую творческую индустрию. Инвестировать сюда стоит, потому что юмор можно экспортировать. На это уже есть спрос из-за рубежа, - заверил Галым.

Интервью целиком можно посмотреть на YouTube-канале Forbes Kazakhstan. В нем собеседники подробно говорили о секретах и тонкостях «шуточной кухни», о том, как еще зарабатывают комики, от чего зависит стоимость гонораров, как зрители относятся к выступлениям на казахском языке, как реагируют на шутки влиятельные бизнесмены и почему со Stand Up Astana не хотят сотрудничать казахстанские телеканалы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить