Режиссёр Адильхан Ержанов: Если хочешь снимать кино, надо думать о деньгах

43770

Как не только побеждать на фестивалях, но и приносить прибыль продюсерам

Адильхан Ержанов
Адильхан Ержанов
ФОТО: @Адиль Маметали

Такой гость, как кинорежиссер, нечасто бывает спикером Forbes Club, а создатель картин в стиле неонуар, можно сказать, уникален. Тем интереснее был разговор с участниками встречи и ведущим – издателем Forbes Kazakhstan Арманжаном Байтасовым вечером 14 декабря.

– Адильхан снимает очень умное, очень глубокое, очень сильное кино, – представил гостя хозяин вечера и попросил Ержанова рассказать о себе.

Будущего участника Каннского и Венецианского фестивалей можно назвать вундеркиндом: уже в 16 лет он победил в конкурсе телеканала «Хабар» на лучший сценарий к мультфильму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», его курсовая работа, фильм «Бахытжамал», взяла приз за лучшую режиссуру на фестивале «Евразия», а дипломная – «Каратас» – приз за лучшую мужскую роль на «Дидаре».

– В детстве я, наверное, объездил все города Казахстана (отец был ревизором) и не могу сказать, что вырос в каком-то одном месте. Например, в первый класс я пошел в Таджикистане, – рассказал гость клуба. – Наверное, в детстве я видел больше, чем во взрослой жизни.

Возможно, поэтому вселенная Ержанова как режиссера – это не далекие планеты, а аул Каратас, где происходит действие многих его фильмов.

– Для меня режиссура – это просто рассказывание истории. В детстве это были комиксы, теперь фильмы. Наверное, если бы не изобрели электричество, я бы рисовал – в этом вся разница, – улыбнулся Адильхан и объяснил свой выбор профессии: – В 90-е, когда было голодно-холодно, я видел свет только в кино. Кино – это самое лучшее, что может быть в жизни вообще. Может быть, сейчас по-другому, но раньше, чтобы стать режиссером, нужно было верить в кино как в религию.

При этом, как говорит, Ержанов, в Академии имени Жургенова, где он учился, его постоянно ругали и называли худшим студентом.

– Мы с другом договорились, что будем снимать каждую неделю. Брали в аренду «мыльницу», два китайских фонарика и снимали днем и ночью. Мы совершили множество ошибок, которые потом уже не совершали при работе с бюджетом. Например, я никогда не выхожу на площадку без раскадровки, потому что так я выходил на площадку, когда был студентом, и мог бездарно провести две-три смены, не сняв ничего полезного. Сейчас такого себе уже не позволяю.

В отношении затраченного на съемки времени Ержанова вполне можно назвать рекордсменом: двухчасовой фильм «Черный, черный человек» он снял за 11 съемочных дней.

– Хороший подход, ведь считается, что режиссеры авторского кино не думают о бюджете, занимаясь высоким искусством, – заметил Байтасов.

ФОТО: ©Адиль Маметали

– Считаю, что если ты хочешь снимать часто, ты должен думать о деньгах. Не потому что ты меркантилен, а потому что ты думаешь о результате. Творческий результат зависит от того, сколько денег ты израсходовал и какой отклик в итоге. Если ты потратил огромный бюджет, никакие Канны или Венеция не спасут тебя от следующего шага. Если ты потратил мало, есть шанс получить бюджет на следующий проект. Поэтому считаю, что деньги очень важны в любом проекте, – отметил режиссер. – На «Черный, черный человек» мы потратили от 30 до 50 тысяч долларов, и 95% того, что мы сняли, было полезным материалом. На стадии раскадровок мы уже понимали, что войдет в монтаж, чтобы не тратить деньги на то, что не понадобится. Нас стимулировал и дисциплинировал маленький бюджет.

– Принес ли фильмы прибыль? – поинтересовался хозяин клуба.

– Недавно его купил канадский стриминг, – уклонился от ответа гость. – Его купили практически все российские стриминги. Фильм прокатывали во Франции и в ряде других стран его показывали в кинотеатрах. Он приносит, может, небольшие деньги, но постоянные. Не скажу, что это в несколько раз перекрывает бюджет, но то, что фильм окупился, это точно.

Ержанов поскромничал, и Арманжану Байтасову пришлось самому называть цифру: «Черный, черный человек» заработал 124 тысячи долларов, окупившись в два с половиной раза.

Арманжан Байтасов
Арманжан Байтасов
ФОТО: ©Адиль Маметали

В целом стриминговые сервисы сейчас – основные заказчики киноиндустрии, в том числе авторского кино, констатировали собеседники. У Ержанова последние пять проектов финансировали именно стриминги.

– У вас нет желания снять что-то для массового зрителя? – спросил Байтасов.

– Это как просить человека поменять походку, ходить иначе, так, как ходит другой. Я снимаю авторское кино, потому что не умею снимать коммерческое, у меня нет к этому таланта, – объяснил режиссер.

– А как вы договариваетесь с актерами? Ведь явно же при таком бюджете гонорары невысокие? – продолжил диалог Байтасов.

– Мне везет, – вновь улыбнулся Ержанов. – Они соглашаются, несмотря на то, что оплата символическая.

Слова кинорежиссера подтвердила Альмира Турсын – звезда фильма «Томирис» – в комментарии Forbes.kz. Несмотря на известность после участия в костюмной ленте и множество предложений, она с 2019 года снялась только в трех проектах, в том числе в эпизоде у Ержанова в картине «Голиаф».

Альмира Турсын
Альмира Турсын
ФОТО: ©Адиль Маметали

– Как творческий человек он очень своеобразный, глубокий. Мне было очень интересно увидеть, как он работает с актерами и что он как режиссер сможет «вытащить» из меня как из актрисы, – отметила она. – Знаю, что Адильхан не преследует цели поднимать какие-то актуальные темы, но фильм всё равно получился очень актуальным. Это история «всемогущего» человека, которому все подчиняются. Но появляется человек, который, можно сказать, меняет систему. Эта тема перекликается с реальностью не только у нас в Казахстане, но и вообще в мире.

«Голиаф» – недавний проект Адильхана Ержанова, вышедший в 2022 году, но не последний. Две недели назад на стриминговых сайтах вышел сериал «Замерзшие» – интерпретация еще одного мифа, на этот раз о мести. В фильмографии Ержанова также такие ленты, как «Риелтор», «Шлагбаум», «Чума в ауле Каратас», «Ласковое безразличие мира», «Желтая кошка», «Улболсын», и другие.

Жанболат Жалгасбаев с Арманжаном Байтасовым
В гостях у партнеров
ФОТО: ©Адиль Маметали

После «официальной» части гости клуба воспользовались возможностью пообщаться с режиссером и друг с другом в теплой обстановке.

Анатолий Побияхо, Ахан Сатаев и Арманжан Байтасов
Анатолий Побияхо, Ахан Сатаев и Арманжан Байтасов
ФОТО: ©Адиль Маметали

 

Pernod Richard Kazakhstan с брендом Chivas ждет гостей
Pernod Richard Kazakhstan с брендом Chivas ждет гостей
ФОТО: ©Адиль Маметали

Актер Данияр Алшинов снялся в семи картинах Адильхана Ержанова.

Данияр Алшинов, Адильхан Ержанов, Гаухар Каппарова, Арманжан Байтасов
Данияр Алшинов, Адильхан Ержанов, Гаухар Каппарова, Арманжан Байтасов
ФОТО: ©Мария Попова

Тепла и уюта вечеру придали партнеры: ювелирный бренд Parure Atelier, Pernod Richard Kazakhstan с брендом Chivas 15-летней выдержки и Capital Club – девелоперы для тех, кто достиг успеха.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить