Как казахстанец стал одним из самых знаменитых виолончелистов мира

67433

Эльдар Сапараев сыграл концерты во многих уголках планеты

Эльдар Сапараев
Эльдар Сапараев
ФОТО: личный архив

Казахстанца Эльдара Сапараева без ложной скромности можно назвать одним из лучших виолончелистов в мире. Обладатель премий международных конкурсов в Швейцарии, Хорватии, Италии, Германии. Он выступал в концертных залах по всему миру. Сейчас Сапараев живет в Германии, и при этом умудряется преподавать в Люблянской академии искусств (Словения) и в Казахском национальном университете искусств; занимается камерной музыкой в рамках своих фестивалей в Германии и Швейцарии, руководит собственным фондом поддержки молодых исполнителей, дает сольные концерты и дирижирует.

За многие свои успехи музыкант скромно благодарит «госпожу удачу». Но как ни крути, а усердную работу музыканта никак нельзя списывать со счетов.

Дорога к светлому будущему

Любовь к искусству Эльдару была привита, как говорится, с молоком матери.

- Мама играла на скрипке и была балериной, с моего раннего детства она брала меня с собой в алматинский театр оперы и балета. А папа — виолончелист, я помню, у него был белый чехол для виолончели, с которой он гордо ходил по Алматы, и на него многие оборачивались. . В балет я не хотел, потому что меня смущала концертная одежда, - смеется Эльдар. – Хотя балет я очень люблю, я выбрал путь музыканта - поступил в алматинскую музыкальную школу для одаренных детей им. Байсеитовой и, как отец, стал заниматься на виолончели.

ФОТО: личный архив

Любовь с инструментом случилась сразу, но развитию таланта в раннем возрасте слегка мешала лень, смеется Эльдар, уточняя: его, юного виолончелиста, надо было заставлять играть. Всё изменилось в подростковом возрасте, когда начались гастроли по городским и республиканским конкурсам - захотелось не просто хорошо играть, а стать самым лучшим. Тогда-то интерес к искусству усилился, причем настолько, что Эльдар не пропускал ни одного концерта не только в Алматы, но и в стране, посещал выставки и музеи – словом, все мероприятия, связанные с искусством и творчеством. Из-за этого знакомые называли Эльдара «вездесущим», а самому музыканту уже не хватало развития в рамках страны.

- Внутри было такое «неспокойствие», потому что в Казахстане я уже все знал: всех музыкантов, артистов, педагогов. Единственный, кто меня как-то интересовал, это - великий музыкант Вячеслав Туркестанович Узбеков, который преподавал камерную музыку. Гениальнейший музыкант, который учился в Санкт-Петербурге во времена Шостаковича, видел многих великих композиторов и многое мне рассказывал о них. Я учился у него с 15 лет. Благодаря ему я еще держался в Казахстане, но понимал, что нужно куда-то ехать, - вспоминает собеседник. - Мне хотелось почувствовать дух европейских музыкантов - Бетховена, Баха.

Судьбоносный случай

Эльдар считает, что в мире музыки большую роль играет удача: если тебя заметили, то строить карьеру становится легче. Так случилось и с его переездом в Европу, который произошел благодаря одному судьбоносному случаю.

- В 1999 году меня пригласили на мастер-курс в Австрию - повезла туда Айман Мусаходжаева (казахстанская скрипачка, ректор Казахского национального университета искусств - F). Сам мастер-курс мне был неинтересен, но на тот момент я уже хотел уехать. После мастер-курса был заключительный концерт, на котором я играл в  небольшой церкви, после чего ко мне подошел один испанец и сказал мне: «Эльдар, это - не ваша сцена. Вы должны выступать в больших залах!». И предложил мне приехать через месяц на другой мастер-курс в Вену к его знакомой, профессору Цюрихского университета искусств. Я приезжаю, профессор меня слушает и приглашает в Цюрих учиться. Спустя три месяца я уже был студентом Высшей школы музыки в Цюрихе, причем поступил я туда на грант и без вступительных экзаменов, - не без гордости говорит собеседник.

После окончания школы Сапараев остался жить в Швейцарии и стал совершенствовать свой талант. Как говорит Эльдар, со своим инструментом он побывал во всех уголках планеты, даже однажды сыграл концерт в самом отдалённом от материков населенном месте Земли – острове Тристан-да-Кунья, жители которого услышали живую музыку впервые за всю свою историю.

После концерта на острове Тристан-да-Кунья
После концерта на острове Тристан-да-Кунья
ФОТО: личный архив

Помимо сольных концертов Эльдару повезло выступать на одной сцене с выдающимися музыкантами. Он перечисляет: играл с легендарным румынским пианистом Раду Лупу; всемирно известным скрипачом Дмитрием Ситковецким, с которым они совершили турне-путешествие, переплыв два океана; работал над симфонической поэмой «Дон Кихот» под руководством австрийского виолончелиста и дирижера Генриха Шиффа, а также над виолончельным концертом Гайдна с маэстро Райнардом Гёбелем.

Эльдар Сапараев с Дмитрием Ситковецким после концерта в Кейптауне
Эльдар Сапараев с Дмитрием Ситковецким после концерта в Кейптауне
ФОТО: личный архив

Зажечь окружающих

За 23 года жизни в Европе Эльдар Сапараев получил три высших образования, одно из которых - по специальности «дирижер». И к дирижированию Сапараев пришел из-за травмы, которая значительно повлияла на карьеру музыканта. 

- Десять лет назад у меня карьера била ключом, я разъезжал по всему миру и играл концерты, но однажды ощутил сильную боль в плече. Оказалось, что порвались связки. Врачи сказали, что нужна операция, но я от нее отказался.  Доктора заявили, что играть как раньше я уже не смогу и посоветовали менять профессию. Тогда я решил стать профессиональным дирижером. В итоге руку вылечил, но идея стать дирижером осталась. Я поступил в консерваторию Лугано в Швейцарии и отучился, - рассказывает Эльдар.

Дирижирование оркестром «Астана Опера»
Дирижирование оркестром «Астана Опера»
ФОТО: личный архив

После получения диплома Сапараеву посчастливилось дирижировать Северо-Чешским филармоническим, Будапештским симфоническим, Казахстанским государственным филармоническим оркестрами, а также оркестром «Астана Опера». Эльдар является членом фонда французского дирижера Вильгельма Фуртвенглера и занимается  популяризацией и распространением наследия  этого музыканта. 

- Самое сложное в дирижировании то, что твой инструмент – люди, со своим настроением и характером, и нужно собрать этих людей вместе и добиться результата. У дирижера должен быть достаточно жесткий характер, чтобы убедить людей делать так, как нужно тебе, - объясняет собеседник. – Но мне нравится вести за собой музыкантов.

Как говорит Эльдар, в качестве дирижера он давал концерты практически каждую неделю. Но и любимую виолончель тоже не бросил и часто выступал одновременно в двух амплуа: в качестве виолончелиста и дирижера. Так продолжалось вплоть до начала пандемии.

Музыка коронавируса

Когда карантин поставил весь мир на паузу, дом Эльдара Сапараева был в Швейцарии. Экстренное закрытие границ сыграло с музыкантом злую шутку – он не смог вовремя вернуться и вынужден был самоизолироваться в Германии, в городе Констанц. Но такое стечение обстоятельств пошло на пользу как самому музыканту, так и жителям города, ведь они стали свидетелями первой в мире балконной концертной серии, которую Сапараев устроил в первую же неделю карантина.

ФОТО: личный архив

- Так как я остался в Германии без жилья, то попросил своих спонсоров в Констанце пожить в их отеле. Мне разрешили, и я остался один в 12-этажном здании. Более ста комнат - и все в моем распоряжении! Раздолье! - смеется Эльдар. – Тогда от скуки я начал каждый день выходить на один из балконов отеля и играть по сюите Баха. Там была шикарная акустика, потому что отель окружали три многоэтажных жилых дома, что образовывало своеобразный амфитеатр. Люди каждый вечер выходили на свои балконы, и я им играл с балкона отеля.

Информация о балконных концертах мигом разлетелась по небольшому городу, и Эльдара стали приглашать сыграть и в других районах Констанца. Были и концерты на крышах, например на кровле синагоги, где Эльдар в компании с приглашенным баянистом исполнил произведения из мюзикла «Скрипач на крыше». Был и благотворительный концерт на границе Германии со Швейцарией. Во время последнего из Штутгарта приехала съемочная группа и сняла о казахстанском музыканте небольшой фильм, который в дальнейшем показывали по немецкому телевидению. Тогда, как говорит Эльдар, он не думал о каком-то заработке и все свои уличные концерты давал бесплатно, но в конечном итоге это дало гораздо больше, чем деньги: новые знакомства и, конечно, узнаваемость.

В поисках таланта

Как говорит Сапараев, во время коронавируса многое поменялось. Сейчас музыкант с семьей живет в Констанце и много преподает игру на виолончели - в Государственном университете в Любляне и в Казахской национальной академии искусств.

Но главное детище музыканта - концертная серия камерной музыки Klassik Konstanz и одноименный фонд поддержки молодых исполнителей.

- Камерная музыка – это самое приятное и интересное направление для исполнителей, потому что встречаешься с другими музыкантами, музицируешь с ними, обмениваешься опытом и энергией. В какой-то момент я понял, что очень редко получается играть именно с теми, с кем бы действительно хотелось, и задумался о создании своей серии, чтобы приглашать к себе всемирно известных музыкантов. С первого же концерта стал приглашать и юных талантливых музыкантов, чтобы они знакомились с великими, играли с ними и набирались опыта, - говорит наш герой.

 Эльдар объясняет: у многих талантливых людей невелик шанс контактировать со знаменитостями. А чтобы тебя заметили и пригласили на большую сцену, нужно не просто быть талантливым, но и уметь заявлять о себе, чего многие одаренные музыканты делать не умеют, так как всю жизнь посвящают инструменту, а не развитию личного бренда.

ФОТО: личный архив

Талантливых детей Эльдар находит в учебных заведениях, о некоторых рассказывают его коллеги по цеху.

- У меня небольшой фонд, но мы помогаем детям не разово, а ведем их до тех пор, пока они не подрастут. Например, самому юному подопечному нашего фонда было всего 5 лет, а уже в прошлом году он, будучи 10-летним, приехал в Хорватию на конкурс и получил первую премию. Я до сих пор слежу за его карьерой, поддерживаю, помогаю, - поделился Эльдар.

Золотой орден

Klassik Konstanz не единственный проект, в котором Эльдар Сапараев принимает активное участие. Он также является соорганизатором компании Global Music Partnership (GMP) которая находится в Нью-Йорке. Вместе с партнерами - кстати, тоже казахстанцами - Эльдар организовывает различные концерты и фестивали, продвигает американские проекты GMP в Европе.

В мае 2023 года Эльдар принял участие в благотворительном концерте симфонической музыки «Звуки добра» в Цюрихе, который организовал казахстанский продюсер Ануар Есиркепов и общественный фонд «Ак-жол – М» при поддержке МИД РК и посольства Казахстана в Швейцарии. Концерт был посвящен Дню защиты детей и привлек внимание к проблемам детей с ограниченными возможностями и помощи реабилитационному центру.

ФОТО: личный архив

Сапараев также плотно сотрудничает с посольством Казахстана в Хорватии. С послом Толежаном Барлыбаевым они провели ряд акций, включая камерные концерты, открытие памятника Абаю, проведение творческих вечеров. За свой вклад в культуру Казахстана за пределами республики Эдьдар Сапараев был награжден золотым орденом имени Абая от организации «ТЮРКСОЙ».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Куралай Нуркадилова: письмо Токаева, политические амбиции Смотреть на Youtube