Капчагайский парень - экскурсовод всего мира

10412

Киев, Стамбул, Прибалтика, Кавказ, Латинская Америка и Юго-Восточная Азия. Такой план расширения наметил для своего тревел-проекта www.sptnik.com молодой казахстанец Александр Ким. Используя модный тренд «экономика совместного пользования», он создал AirBNB в экскурсиях

Фото из личного архива
В планах Александра Кима начать привлекать венчурные инвестиции

Окончив математико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Александр Ким знал, что работать программистом на кого-то – занятие довольно скучное и неинтересное. Поэтому искать работу по специальности не стал изначально. Много путешествуя по странам во время университетских каникул, он понял, что его страсть это путешествия, открытие новых горизонтов, встреча с новыми интересными людьми. С другой стороны, ему был интересен опыт таких компаний, как AirBNB, GetAround, сама концепция экономики совместного пользования ему нравилась и по духу была близка. Успешный опыт некоторых компаний и желание создать что-то действительное «клевое» привели его в Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики, на магистерскую программу «Технологическое предпринимательство», где можно было получить релевантный опыт. Там в первый год обучения Александр и создал свой проект, объединив в нем опыт программирования и страсть к путешествиям. 

Sptnik.com – это платформа, объединяющая знатоков городов и тех, кто желает открыть их для себя. «Во время путешествий, – рассказывает Ким, – я всегда замечал, что мне намного интереснее общаться с местными жителями, которые всегда готовы были рассказать не только о достопримечательностях города, но и о культуре, кухне, привычках, городских легендах, и это был совсем другой опыт». 

18

процентов составляет комиссия сайта за каждый проданный тур

Идея изначально была завязана на людях, отмечает Александр, однако на старте было несколько идей, которые довольно сложно монетизировать. В Европе работает аналогичный сайт gidsy.com, в Штатах – vayable.com. Суть обоих проектов в том, чтобы предлагать туры не от агентств, а от людей. Поэтому было решено остановиться на экскурсиях. Помогла публикация в молодежной питерской интернет-газете, благодаря которой у сайта и появились первые потенциальные экскурсоводы. В мае все уже было готово к запуску, и проект перешел на следующий этап своего развития – тестирование в реальном режиме, или так называемую проверку рынком, которая должна была показать жизнеспособность проекта. За три летних месяца на сайте было опубликовано около 100 экскурсий, которые пользовались большим успехом. Особенно популярным, и вполне ожидаемо, оказался тур по крышам Санкт-Петербурга. Другими популярными направлениями стали велотуры, литературные экскурсии. Неожиданностью стало то, как хорошо раскупались туры, связанные с едой: иностранцы ходили на мастер-классы по русской кухне домой к ребятам и вместе готовили борщи, блины и пироги. 

Лето показало и другой неожиданный тренд: проект был интересен не только иностранным туристам, но и русскоязычной аудитории. Поэтому осенью 2012-го, уже на этапе эффективности, сайт стали переводить на русский язык.

В целом схема работы сайта довольно проста: человек заходит на сайт, заполняет форму, нажимает «Отправить». В свою очередь команда проекта общается с человеком, делает некоторые поправки в описании, помогает гиду сделать экскурсию более продаваемой: редактирует фотографии, расширяет описание и организует встречу и тестовую экскурсию. Обычно такими тестерами становятся обитатели хостелов или настоящие туристы. Они и решают, быть или не быть экскурсии на сайте. Как говорит Александр Ким, гиду необходимо «зацепить публику», и это главный критерий отбора. Подобный механизм отбора позволяет сохранять качество туров и доверие к сайту. Таким образом, на сайте образовалось целое community из 150 гидов из Питера, каждого из которых авторы проекта знают в лицо.

Иногда и сами создатели проекта проводят экскурсии, чтобы оставаться ближе к народу и «не терять чувства». Так, Александр Ким проводит тур по узбекским забегаловкам в Питере. По его словам, такой тур особенно популярен среди иностранцев, так как узбекская кухня не очень известна за рубежом. Александра Скоробогатова, сооснователь проекта, проводит экскурсию по общественным баням.

Каждый гид сам оценивает свой труд и выставляет цену за экскурсию. В среднем это цена составляет 500 рублей с человека (2500 тенге), однако цена может колебаться от 200 рублей до нескольких тысяч рублей. Сайт за каждый проданный тур берет комиссию в размере 18%. 

«Это прозрачная стандартная схема, так работает любая система бронирования», – говорит Александр. В настоящее время расплатиться можно двумя способами: турист может сразу заплатить всю сумму через сайт, используя систему PayPal, а может внести 18% предоплаты, а остальное отдать экскурсоводу наличными. Туристам из России скоро представится возможность оплачивать услуги сайта через Robokassa. Пока проект не приносит дохода, но и не требует внушительных инвестиций. По оценкам Александра, за последний год в проект было вложено не более $6–7 тыс., а на самоокупаемость фаундеры Sptnik.com планируют выйти уже этим летом. Больших затрат проект потребует на этапе масштабирования, тогда в планах Александра Кима начать привлекать венчурные инвестиции. 

На сегодняшний день стартап перешел в стадию эффективности. В теории эта стадия длится около пяти-шести месяцев, предполагается, что компания на этой стадии совершенствует бизнес-модель, повышает эффективность работы с клиентами, чтобы избежать масштабирования неудачного опыта. 

В 2012-м в проект было вложено $6–7 тыс., а на самоокупаемость фаундеры планируют выйти летом

Сейчас ребята отрабатывают на Москве модель открытия нового города. «Обычно туристы посещают в России сразу два города – Москву и Санкт-Петербург. Поэтому наш выбор был довольно очевидным, и уже сейчас мы видим, что это было правильное решение, потому что пользователи стали одновременно бронировать туры в обоих городах. Суть в том, чтобы связать регион», – говорит Александр Ким. До конца весны проект перейдет в стадию масштабирования, планируется, что стартап заработает в Киеве, а до конца лета и в Прибалтике. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить