Возвращение Индианы Джонса: как Харрисон Форд «помолодел» на 45 лет для роли

21160

Историк искусства и кино Татьяна Розенштайн передаёт из Франции специально для Forbes.kz

Кадр из фильма
Кадр из фильма
ФОТО: © Festival du Cannes / Disney

Новый проект «Индиана Джонс и колесо судьбы» прошел долгий путь, прежде чем его премьера состоялась на 76-м Международном Каннском кинофестивале. Вначале фильм должен был выйти в 2016 году, но работа над проектом не складывалась – постоянно менялись режиссеры. Стивен Спилберг и Джордж Лукас, которые остались в проекте в качестве исполнительных продюсеров, наконец, обратились к Джеймсу Мангольду, который успел проявить свой талант в съемках блокбастеров. Среди его самых известных работ «Логан» или «Росомаха» с Хью Джекманом.

ФОТО: © Disney

Внимание: спойлеры! Если вы не хотите знать детали сюжета, пропустите три следующих абзаца.

Мангольд решил не отказываться от своего шанса и начал переделывать сценарий. Он решил открыть фильм длинным прологом в 20 минут. Его действие происходит в Германии в конце Второй мировой войны. Главный герой – археолог Инди (Харрисон Форд) пытается спасти «копье Лонгина» (тот самый нож, который использовали для извлечения крови Христа). Но найденный объект оказывается подделкой. Вместо копья на глаза ученому попадается старинная антикитера – устройство из золотых шестеренок, созданное великим греческим математиком Архимедом в III веке до нашей эры. Собственно, этот древний артефакт становится главной причиной погонь и боев, которые продолжаются, даже когда находящийся уже в преклонном возрасте Индиана Джонс собирается оставить преподавание в колледже и выйти на пенсию. Действие переносится из 1940-х в 1969 год.

Мы наблюдаем, как Индиана, живущий в запущенной квартире в Нью-Йорке, заваривает себе утренний кофе, добавляет туда приличную порцию виски и просматривает бумаги о разводе. Только вот развестись или уйти на пенсию ему так и не удастся. Его снова настигает прошлое. Сначала перед ним возникает его крестная дочь, желающая найти артефакт и продать его на аукционе, а за ней появляется и бывший оппонент Индианы, безумный нацистский ученый Юрген Воллер (его сыграл Мадс Миккельсен). Воллер решительно настроен выкрасть антикитеру, вернее, ее половину, которую десятки лет хранил у себя профессор Джонс, а заодно и отомстить гордому американцу за давние обиды.

Самым интересным моментом настоящего фильма стало появление Харрисона Форда в возрасте 35 лет. Дело в том, что с помощью спецэффектов Форд преображается в молодую версию себя, того героя, которого мы видели в классическом фильме Стивена Спилберга «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Голливуд всегда пытался противостоять естественному старению актеров и наконец нашел рецепт «вечной молодости» – омоложение с помощью цифровых эффектов. В результате старики играют более молодые версии своих персонажей. К этому приему прибегал Роберт Де Ниро в «Ирландце», Сэмюэл Л. Джексон в «Капитане Марвел», а теперь Харрисон Форд в «Индиане Джонсе».

ФОТО: © Disney

Вечер премьеры на Каннском кинофестивале стал одним из самых эмоциональных моментов в кинокарьере актера Харрисона Форда, который заявил о своем уходе из проекта после выхода его пятой части. «Говорят, что когда находишься на грани смерти, перед глазами проносится вся твоя жизнь. Я только что увидел свою жизнь перед своими глазами, вернее, значительную ее часть. Моя жизнь состоялась благодаря моей любимой жене, которая поддерживала мою страсть и безумства, а моя карьера сложилась из-за «Индианы Джонса», - поделился Форд с журналистами.

ФОТО: © Disney

Этот вечер стал еще более особенным, когда художественный руководитель Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо удивил актера почетной наградой – «Золотой пальмовой ветвью» за вклад в кино. Форд был очевидно тронут подобным жестом. Аудитория аплодировала ему стоя более пяти минут. И у американского актера в глазах были слезы. После каннской премьеры мы пообщались с режиссером картины Джеймсом Мангольдом.

F: Г-н Мангольд, почему в фильме всё еще показаны фашисты?

– Дело в том, что все герои «Индианы Джонса» непосредственно связаны с франшизой. Они являются неотъемлемой частью ее сюжета, а также характера главного героя. К своему сожалению, должен заметить, фашисты всё еще присутствуют в нашем обществе и их присутствие актуально до сих пор. Может быть, сегодня их называют по-другому, но их установки остались прежними и они всё еще мечтают вернуться к старым временам.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
ФОТО: © Festival du Cannes / Disney

Что же касается нацистов в качестве героев картины, то здесь я хочу отметить интересный феномен. Если кино XX века охотно показывало главных героев в виде спасителей мира, защитников обездоленных, то в наши времена центральными героями стали антигерои, часто злодеи. Основное их качество заключается в том, что они всегда знают, чего хотят.

F: Вы отдаете себе отчет, что в режиссерском кресле в этом проекте вам пришлось заменить самого Стивена Спилберга?

– Именно поэтому я долгое время не был уверен, стоит ли мне браться за этот проект. Но такой шанс выпадает один раз и решение нужно принимать быстро. Моей самой главной проблемой во время работы над «Индианой Джонсом» стал поиск ответа на вопрос: «В чем смысл подобных сиквелов?» Я спрашивал себя, идет ли здесь речь исключительно о деньгах или можно говорить о творческом процессе?

ФОТО: © Disney

Итак, прежде чем я согласился взяться за съемки, мне нужно было ответить самому себе на вопросы: «В чем причина существования этого фильма?» или «Что нового я могу здесь сказать?» Такие же вопросы задавал себе Харрисон Форд, который, как вы знаете, сыграл Индиану Джонса в последний раз. Когда мы обсуждали с ним эту тему, он попросил меня внести личные нотки в историю, сделать акцент не на погонях и схватках, а на личных отношениях, на отношениях героя с его друзьями, семьей, его связи с прошлым. Поэтому у фильма получился такой камерно-интимный финал.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
ФОТО: @ Festival du Cannes / Disney

F: Как вновь создать легендарного героя и не сделать из этого клише?

– Возрождать такого героя, как Индиана Джонс, - всё равно что ходить по острию ножа. Те зрители, которые уже хорошо знакомы с Индианой, имеют о нем самые конкретные представления. Они знают, как должен выглядеть герой, как двигаться и говорить. Но есть и такие зрители, которые увидят Индиану Джонса впервые. В этой ситуации не имело смысла пытаться угодить той или иной группе людей. Иначе возникла бы опасность, что не удастся угодить никому. Я просто работал над образом персонажа, создавая его, каким сам его вижу, и концентрировался лишь на том, чтобы угодить самому себе, надеясь при этом, что другие разделяют мои вкусы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
ФОТО: © Festival du Cannes / Disney

F: Каким вы видите развитие современного кино? Как относитесь к его новым тенденциям?

– Я снимаю фильмы с середины 1990-х годов, и мне уже пришлось пережить много разных перемен. Люди то и дело предсказывают кончину то одному, то другому формату. То говорили, что конец наступает прокату фильмов в кинотеатрах, теперь твердят, что вымирает домашнее видео. Конечно, у всего рано или поздно будет конец, но изменения происходят гораздо медленнее, чем те картины, которые рисуют нам пессимисты. Думаю, в каждом новшестве есть что-то позитивное. Например, с приходом потокового сервиса у маленьких фильмов появилась возможность быть увиденными. У регионов, о которых до этого никто и никогда не слышал, вдруг появилась международная аудитория. Люди реже стали ходить в кино, а если и ходят, то только чтобы посмотреть зрелищные событийные фильмы. Драмы предпочитают смотреть дома, уютно расположившись на диване.

ФОТО: © Disney

Думаю, с изменением формата объем работы не меняется. Съемка есть съемка. Неважно, снимаешь ли ты фильм для большого экрана или потоковой платформы. Уникальность профессии режиссера заключается в том, что сегодня каждый может сказать: «Я снимаю фильмы». Нельзя сказать: «Я скрипач». Потому что для этого нужно уметь играть на скрипке. А вот назваться режиссером – проще простого, особенно если учесть большое количество чепухи, которая сегодня снимается. Сегодня уже ничто не останавливает нас снять отличный фильм с помощью телефона. В нашем мире слава приходит слишком быстро, и новичкам может показаться, что умение снимать фильмы имеет второстепенное значение по сравнению с известностью и связями. Я считаю, что только подлинное умение и мастерство, а также качественная работа имеют значение в долгосрочной перспективе. Поэтому, может быть, каждому и доступно снимать фильмы с помощью телефона, но лишь немногие делают это с настоящим мастерством.

ФОТО: © Disney

F: В начале фильма Харрисон Форд помолодел на 45 лет?

– В наше время это несложно сделать. У нас были сотни часов видеоматериала с молодым Харрисоном Фордом. Я снимал его в роли 79-летнего, играющего 35-летнего. Удивительно, насколько лучше и быстрее стали современные технологии. Теперь они могут решить самую большую проблему голливудских актеров – остановить старение, по крайней мере на экране.

F: Значит, Харрисон Форд мог бы сниматься и дальше?

– Теоретически мог. Вас, наверное, это удивит, но Харрисон Форд счастлив быть пожилым. Ему не нравится притворяться, что он всё еще молод.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить