Венецианский кинофестиваль: погружение в сказку

63163

Из Италии передаёт специальный корреспондент Forbes.kz Татьяна Розенштайн

Дэмьен Шазелл
Дэмьен Шазелл
Фото: © Jacopo Salvi/La Biennale di Venezia

Когда президента жюри Дэмьена Шазелла спросили о роли Венецианского кинофестиваля в его режиссёрской карьере – его картины «Ла-ла-ленд» и «Человек на Луне» дважды открывали этот фестиваль, тот ответил: «Венеция как будто создана для кино, а фильмы уносят в мир сновидений. Это город не совсем реальный, что делает его особенно подходящим местом для празднования кинематографа». И действительно, чем дольше продолжается кинофестиваль, тем более фантазийной становится его программа.

Текст содержит частичное описание сюжетов фильмов. Для удобства читателей мы выделили эти фрагменты курсивом.

Одной из фестивальных сенсаций 2023 года стала картина Люка Бессона «Догмен». Фильм начался цитатой французского поэта-романтика Альфонса де Ламартина: «Когда человек в беде, Бог посылает ему собаку». Кстати, если прочитать слово «Dog» (собака) по-английски наоборот, то получается «God» (бог). Собаки предоставляют людям две самые необходимые вещи в мире – любовь и защиту. Однако у самих собак есть всего лишь один-единственный недостаток – они слишком доверяют людям. Так же считает главный персонаж фильма Бессона по имени Даг(лас). И у него есть все основания любить собак больше, чем людей.

Его отец и брат выращивали животных для нелегальных боев. Оба обращались с Дагом и его матерью так же жестоко, как с несчастными животными. Мать мальчика, не выдержав, сбежала, а Дага наказали за его любовь к собакам и бросили к ним в клетку. Его извлекли откуда социальные службы спустя год, но мальчик был искалечен и не мог ходить.

Так Даг пришёл к выводу, что собаки лучше людей. Отныне он начал делить свой кров и стол с сотней собак, называя их своими детьми. А те помогали ему вести хозяйство и защищали от недоброжелателей. Чтобы прокормить свое многочисленное семейство, этот одинокий и обездоленный инвалид в коляске (великолепно сыгранный Калебом Лэндри-Джонсом), живущий на обочине общества, постоянно находился в поисках работы. Однажды ему повезло, и в ночном клубе, где он работал раз в неделю, ему позволили перевоплощаться в других людей на сцене. Но разве общество оставляет в покое человека, который думает и живет иначе?

Вирджини Бессон-Силла и Люк Бессон
Вирджини Бессон-Силла и Люк Бессон
Фото: © Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

На пресс-конференции после премьеры фильма режиссёр объяснил, что не пользовался спецэффектами для показа сцен с животными, а предпочёл пригласить на съёмочную площадку сотню четвероногих питомцев с двумя десятками тренеров и несколько костюмеров для животных. «У нас был прекрасный британский визажист для собак. Она приехала на съёмки в грузовике, в котором привезла все виды шампуней и инструментов. Если бы вы увидели собак в реальной жизни, «без макияжа», наверное, вы бы их не узнали», - пояснил Бессон.

Фото: © Giorgio_Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Режиссёр, который вышел из элитной лиги кинематографистов после обвинений в изнасиловании бельгийской актрисы Санд Ван Рой в 2018 году, совсем недавно был полностью оправдан. По мнению большинства кинокритиков, он ещё не потерял свою творческую хватку, хотя и сделал перерыв на несколько лет. По словам самого Бессона, он создает фильмы не для тех, которые «закусывают во время просмотров» и «прилипают к экранам до онемения». Его целью является «всего лишь потрясти мир». В Венеции ему это почти удалось.

Георгос Лантимос
Георгос Лантимос
Фото: © Giorgio Zucchiatti/La Biennale di Venezia

Фильм грека Георгоса Лантимоса «Бедные-несчастные» в жанровом смысле можно отнести к чему-то среднему между исторической картиной и научной фантастикой, но по сути это всё равно сказка. Сюжет вольно базируется на романе шотландца Аластера Грея. В центре истории девушка по имени Белла Бэкстер (Эмма Стоун), которую мы видим в первых кадрах на мосту незадолго до того, как она совершает самоубийство. Её тело ещё не успело остыть, как его доставили известному учёному-хирургу Годвину Бэкстеру (Уиллем Дефо).

Уиллем Дефо в роли Годвина Бэкстера
Уиллем Дефо в роли Годвина Бэкстера
Иллюстрация: © La Biennale di Venezia

Медик обнаруживает, что женщина беременна. Великий экспериментатор решает заменить мозг Беллы на мозг младенца из её утробы, а затем ведёт наблюдения, как это существо в женском облике взрослеет и развивается.

Зритель буквально следует за каждым шагом девушки с того момента, как она младенцем мочит штаны, и до того, как обнаруживает удовольствие от секса.

Эмма Стоун в роли Беллы Бэкстер
Эмма Стоун в роли Беллы Бэкстер
Иллюстрация: © La Biennale di Venezia

Белла – не единственное создание Бэкстера. По его дому бегают много разных существ: собаки с головами гусей или нето среднее между свиньей и курицей. Однако Белла является самым гениальным творением профессора. Она любопытна, жаждет новых впечатлений, поэтому однажды решает покинуть дом, чтобы открыть для себя мир. На самом деле это мир – испорченный, погрязший в условностях, лжи, двуличии и насилии – открывает для себя Беллу. Здесь тело играет главную роль, а секс в его многочисленных проявлениях является средством выражения этого тела. К слову сказать, свободная от всяких предрассудков Белла идёт гораздо дальше современниц и сторонников MeToo, когда отстаивает своё право на свободу во всём, включая сексуальность.

Эмма Стоун в роли Беллы Бэкстер
Эмма Стоун в роли Беллы Бэкстер
Иллюстрация: © La Biennale di Venezia

Сегодня Лантимос, который сделал себе имя благодаря таким картинам, как «Лобстер», «Убийство священного оленя» и «Фаворитка» (фильм был номинирован на десять «Оскаров» в 2018 году), остаётся одним из самых провокационных режиссёров. Создание нового фильма и изображение главной героини свободной от всех условностей и стереотипов, обещает оказать огромное влияние не только на мировоззрение нашего общества, но и на современное искусство кино, а также членов нынешнего венецианского жюри. В этой работе режиссёр смело экспериментирует с нестандартными ракурсами, оригинальными сочетаниями цветов, фасонами костюмов, декорациями, что придаёт его псевдонаучной сказке ещё больше выразительности и оригинальности.

Эмма Стоун в роли Беллы Бэкстер
Эмма Стоун в роли Беллы Бэкстер
Иллюстрация: © La Biennale di Venezia

Фильм Романа Полански «Дворец» начинается почти как сказка. Где-то в швейцарских Альпах в роскошном отеле с рустикальными интерьерами готовятся отпраздновать наступление нового тысячелетия. Гостей приехало больше, чем способен принять отель. Среди них маркиза преклонных лет, которая носит с собой два аксессуара: маленькую собачонку, питающуюся чёрной икрой, и розовый вибратор, припрятанный в дамской сумке.

Кадр из фильма «The Palace»
Кадр из фильма «Дворец»
Фото: © M.Abramowska

Здесь есть актёры и порнозвёзды, красавицы из России с идеально подправленными фигурами и лицами, а также их спутники, которые под пристальным присмотром телохранителей возят с собой чемоданы с деньгами. Среди почётных гостей имеется пластический хирург, окружённый многочисленными клиентками, которым, скорее всего, далеко за семьдесят, но их возраст сложно определить из-за искаженных скальпелем лиц.

Фанни Ардан в фильме «The Palace»
Фанни Ардан в фильме «Дворец»
Фото: © M.Abramowska

В какой-то момент в отель даже доставляют живого пингвина: так 90-летний техасский миллиардер решает удивить свою 22-летную супругу. Но её восторг длится недолго. Во время полового акта со стариком случается инфаркт, а пингвин убегает от хозяйки и беспрепятственно бродит по отелю.

Кадр из фильма «The Palace»

Кадр из фильма «Дворец»
Фото: © M.Abramowska

Гости по-разному готовятся к приближению торжественного события: кто-то заключает последние сделки, кто-то отправляется на лыжную прогулку. Гости из России (там Новый год наступает раньше, чем в Европе) слушают последнюю новогоднюю речь президента Ельцина, который представляет своего преемника Владимира Путина. Обильное потребление алкоголя в конце концов поставит под угрозу весь праздник, перебравшие гости начинают проявлять свои самые худшие черты, что превращает волшебство в мрачный кошмар.

Кадр из фильма «The Palace»
Кадр из фильма «Дворец»
Фото: © M.Abramowska

Кажется, комедия – это не тот жанр, который хорошо удаётся Полански. Юмор его картины часто граничит с пошлостью, особенно самая последняя сцена, которая вызвала многочисленные дискуссии среди кинокритиков на Венецианском Лидо. Может быть, режиссёр просто заскучал в своей швейцарской «ссылке», которую ему сложно покинуть из-за обвинений в сексуальных домогательствах.

Есть ещё несколько вопросов, которые хочется задать режиссёру: почему так часто богатые люди изображаются в фильмах как извращенцы, аферисты или эксцентричные безумцы? Почему интеллигентные умные персонажи оказываются в фильмах на службе у других и не способны накопить состояние? Правда ли, что единственный путь к финансовому успеху заключается в использовании морально нечестных методов? Однако задать эти вопросы во время Венецианского кинофестиваля некомы: Роман Полански уже давно не является участником премьер своих фильмов.

Уэс Андерсон
Уэс Андерсон
Фото: © Lorenzo Carmellini/La Biennale di Venezia

Настоящую сказку рассказал гостям фестиваля Уэс Андерсон. Его фильм «Чудесная история Генри Шугара» снят по одноименному произведению известного сказочника Роальда Даля. Для тех немногих, кто не знаком с этой историей: она взята из сборника Даля «Игра в карты и другие рассказы».

Речь в ней идёт о богатом светском мужчине по имени Генри Шугар, который учится у индийского гуру искусству видеть без глаз. Предприимчивый богач решает применить этот метод в азартных играх. Так к нему приходит не сказочное богатство, а великая тоска.

Бенедикт Камбербэтч в фильме «Чудесная история Генри Шугара»
Бенедикт Камбербэтч в фильме «Чудесная история Генри Шугара»
Иллюстрация: © La Biennale di Venezia

Если бы Уэс Андресон не взял свой сюжет из сказки, его фильм не потерял бы своего сказочного настроения. Ведь все его фильмы, с их стилизованным колоритом, декорациями, преувеличенно театральной игрой актёров, сделаны как маленькие фантазии и очень напоминают красивые кукольные домики.

Уэс Андресон
Уэс Андресон
Фото: © Lorenzo Carmellini/La Biennale di Venezia

Его нынешний фильм уложился в какие-то 40 минут. Сам Андерсон объяснил короткую продолжительность своей картины тем, что ему нравится «пойти в кино, а после него успеть поужинать». «Ведь у нас всех в жизни так мало времени», - добавил он на пресс-конференции. И действительно, именно в тот вечер многим гостям фестиваля удалось вовремя поужинать. Спасибо, Уэс!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить