Триумф и разочарования: обзор наград Каннского кинофестиваля – 2023

18296

Историк искусства и кино Татьяна Розенштайн подводит итоги одного из самых престижных киноконкурсов мира специально для Forbes.kz

Кадр из фильма «Анатомия падения»
Кадр из фильма «Анатомия падения»
ФОТО: © Festival du Cannes

27 мая были подведены итоги 76-го Международного Каннского кинофестиваля. Его главные призы вызвали не только радость их обладателей, но и многочисленные дискуссии со стороны кинокритиков и гостей. Предлагаем их краткий обзор.

Режиссер Жюстин Трие получила «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Анатомия падения».

Внимание: спойлеры! Если вы не хотите знать детали сюжета, пропустите следующий абзац.

Сандра – успешная немецкая писательница, которая живет с супругом-французом Самюэлем, их 11-летним страдающим нарушением зрения сыном Даниэлем и псом Снупом в просторном шале во французских Альпах. Однажды, когда Даниэль возвращается с прогулки вместе с собакой, он находит труп своего отца перед домом. Что это: несчастный случай или намеренное убийство? Начинается суд, который задается вопросом, убила ли мужа его супруга или тот совершил самоубийство. Основным свидетелем выступает сын. Процесс смакует семейные ссоры, бисексуальность жены, разбирает вопросы, насколько успешная карьера супруги повлияла на состояние бывшего ученого и потенциального писателя, воспользовалась ли жена идеей мужа, которая легла в основу ее успешного романа, и, наконец, как супруги отреагировали на несчастный случай, произошедший с их ребенком. В кадрах мелькают ярые адвокаты, смакуют отрывки из романа Сандры, пытаясь найти в них улики убийства, любопытные лица жителей местности, привлеченных к процессу пристрастием посудачить о жизни других, страдания инвалида-подростка и многое другое. 

Несомненно, фильм понравится любителями судебных драм и поклонникам Отто Преминджера, который снял одну из первых уголовных драм, вдохновивших француженку-режиссера Жюстин Трие. Фильм косвенно обращается к темам мизогинии и национализма, где женщину и иностранку охотно сажают на скамью подсудимых, осуждают за излишнее свободолюбие, за ее успех, а также заставляют защищаться на незнакомом ей языке. 

Однако на этот сюжет можно посмотреть и с другой стороны. Чувствительный супруг не справляется со своей психикой, не может решить неудачи в карьере, финансовые затруднения, а также – в результате собственного недосмотра – обвиняет себя за инвалидность сына. В результате он совершает самоубийство, в результате которого переносит ответственность за свои проблемы на плечи своей семьи. Именно сын первым находит труп отца, и тот скорее всего знал, что тот отправился на прогулку с собакой. А поскольку в доме осталась лишь супруга, то именно ее обвинят в происшествии. Более двух часов зритель наблюдает за разбирательством, которое занимается лишь вопросом «виновата супруга или нет», так и не ответив на более существенный «почему?» Этот вопрос можно углубить, спросив, почему, когда в мире каждый день и не по своей вине погибают тысячи людей, сознательной гибели одного человека уделяется так много внимания? Почему «Золотая пальмовая ветвь» самого престижного Международного кинофестиваля именно за этот фильм? 

ФОТО: © Festival du Cannes

Допустим, жанр и сюжет картины могли быть интересными многим зрителям, ведь и сама лента довольно неплохо сделана, пусть и затянута. Обратимся к другим фактам. Во-первых, в основной программе кинофестиваля показали 21 фильм, но только семь из них сняты женщинами-режиссерами. Другими словами, фильму хотя бы одной из них необходимо было оказать особое внимание. Во-вторых, из девяти членов основного жюри двое оказались французами, не считая нескольких других участников из франкоязычных стран. В-третьих, фестиваль всё же проходит во Франции, и картина отражает некоторые аспекты местной жизни, в частности, иронизирует по поводу французской юридической системы, а также политического положения в стране. Вопросы довольно актуальные в свете последних событий! Во время получения награды Трие прокомментировала, что была «потрясена беспрецедентным и единогласным движением протеста против пенсионной реформы» и тем, как этот протест «был отвергнут и подавлен». Она также посвятила свою премию молодым женским и мужским режиссерам, намекнув на недавние дискуссии об уменьшении финансирования малоприбыльного авторского кино во Франции. Французский министр культуры Рима Абдул Малак моментально отреагировала на эту речь в Twitter, написав, что фильм Трие «не увидел бы свет без нашей французской модели финансирования, которая обеспечивает уникальное разнообразие в мире». 

Французам французские проблемы, а мы обратимся к глобальным вопросам, например, о смысле жизни и существовании человека. Их затронул немецкий режиссер Вим Вендерс в своей второй картине на Каннском кинофестивале «Прекрасные дни». Ее ведущий актер Кодзи Якусё получил «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую актерскую игру.

Кадр из фильма «Прекрасные дни»
Кадр из фильма «Прекрасные дни»
ФОТО: © Festival du Cannes

Внимание: спойлеры! Если вы не хотите знать детали сюжета, пропустите следующий абзац.

Действие фильма происходит в Токио. Она о мужчине средних лет, который работает уборщиком общественных туалетов в Токио. Каждый день тот ездит в своем фургоне от одного туалета к другому и – по японской традиции икигай, то есть с полной отдачей и вдохновением – занимается своим делом. В обеденный перерыв он съедает бутерброд в саду монастыря, не забыв сделать фотографию с дерева, под которым проходила его трапеза. После работы он отправляется в общественную баню, а затем в небольшой ресторан. Его день заканчивается прочтением книги – своеобразный намек на то, что перед нами совсем непростой человек. Этот намек подтверждается и тем, что герой является владельцем огромной музыкальной коллекции классики, от Патти Смит, The Kinks и, конечно, до Лу Рида (песня которого дала название этой картине), которые он охотно слушает в пути. В одной сцене его навещает племянница, а затем и сестра, подъехав к его скромному жилью на большом автомобиле с водителем, что дает повод подумать о нем как о человеке высокого социального статуса, намеренно выбрав монашескую жизнь, чтобы заглушить личную боль. Режиссеру не очень интересно копаться в этих конфликтах. Он спешит передать мысль о том, что эта скромная жизнь может содержать в себе большие духовные богатства. Эту же мысль прокомментировал и сам актер: «Вы называете таких людей невидимыми, но я думаю, что мой герой ведет довольно богатую жизнь, которая позволяет ему ясно видеть вещи и людей, которые никто не видит».   

Подходящим японским понятием, применимым к сюжету фильма, является «комореби», обозначающее солнечный свет, проникающий сквозь листву деревьев. Им пользуются, когда хотят описать очарование света и тени, которыми играют кроны деревьев, а также красоту природы. Именно этой природе скромный мойщик туалетов улыбается каждый день, отдаваясь своей рутинной жизни. Режиссер же создал необыкновенный эмоциональный фон, словно подталкивая зрителя на размышления о том, что делает нас и нашу жизнь значимой. 

После вручения награды Кодзи Якусё международные журналисты заинтересовались японцем. Один спросил актера, есть ли в его жизнь ежедневные ритуалы, как у его героя, на что тот отшутился: «Как мы все, я каждый день хожу в туалет. Это мой ритуал. Иногда он хорошо работает, а иногда нет». На вопрос о том, где актер научился чистить туалеты, он ответил, что команда The Tokyo Toilet показала ему основы этого ремесла и что во время съемок он так наловчился это делать, что компания спросила его, не хочет ли он работать у них. 

Члены жюри основного конкурса Марьям Тузани, Рубен Эстлунд и Бри Ларсон
Члены жюри основного конкурса Марьям Тузани, Рубен Эстлунд и Бри Ларсон
ФОТО: © Tatiana Rosenstein

Подводя итоги фестиваля, хочется отметить, что большинство призеров было родом из Азии. Кроме японца Кодзи Якусё, награду за лучший сценарий получил японский телевизионный сценарист Юдзи Сакамото, который работал над картиной Хирокадзу Корееды «Монстр». Корееда, который принял награду от имени Сакамото, пообещал передать уже вернувшемуся в Японию коллеге хорошие новости. Французу вьетнамского происхождения Чану Ань Хунгу вручили награду за лучшую режиссуру. Его фильм «Рагу Додена Буффана» с Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимелем в главных ролях повествует о мире французской гастрономии и ее гурманах, а также о романе двоих, чья любовь вдохновляет их создавать еще более изысканные блюда. Фильм другого вьетнамца Фама Тхиена Ана «Внутри желтой скорлупы кокона» из секции «Двухнедельник режиссеров» был удостоен премии «Золотая камера». Он рассказывает историю мужчины, который возвращается в свою деревню во Вьетнаме вместе со своим пятилетним племянником после смерти матери ребенка.

Гран-при получила картина Джонатана Глейзера «Зона интереса», а приз жюри – «Опавшие листья» Аки Каурисмяки (о которых мы уже писали). Приз за лучшую женскую роль вручили турчанке Мерве Диздар, сыгравшей учительницу небольшой деревушки в Восточной Анатолии, которая сталкивается с неожиданными обвинениями своих учеников в картине режиссера Нури Бильге Джейлана «На сухой траве». 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить