Нурлан Коянбаев: Казахстанская комедия создала прецедент в отечественной киноиндустрии

33149

По словам кинопродюсера, один из крупных зарубежных стриминговых сервисов «Кинопоиск» регулярно покупает локальный контент

Нурлана Коянбаев
Нурлан Коянбаев
Фото: © Бауржан Бисмилдин

Первый фильм Нурлана Коянбаева «Бизнес по-казахски» вышел в свет в 2016 году. Успех кинокартины вдохновил ее создателя снимать продолжение. Комедия «Бизнес по-казахски в Корее» появилась на экранах в конце 2019-го и по кассовым сборам в Казахстане обогнала голливудский блокбастер «Мстители». Бокс-офис фильма за 45 дней проката превысил 1 млрд тенге. Продюсер рассказал, как казахстанское кино проходит процесс самоидентификации в настоящее время и что ждет киноиндустрию в ближайшем будущем.

Нурлан, с чем именно, на ваш взгляд, связан такой успех комедии «Бизнес по-казахски»?

– Действительно, кинокартина «Бизнес по-казахски в Корее» установила новый рекорд по сборам, оставив позади такие голливудские блокбастеры, как «Мстители» и «Король Лев». Это большой прецедент в киноиндустрии нашей страны. Комедия отечественного производства впервые за 60 лет остановила голливудскую гегемонию в Казахстане.

Более того, мы приняли еще один сложный вызов, изменив, на наш взгляд, концепцию народной комедии. Зачастую у нас высмеивают какие-то национальные традиции и паттерны, присущие жителям сельской местности. В современном обществе сочетание «по-казахски» носит негативный оттенок как «нечто некачественное». Фильм «Бизнес по-казахски», по сути, сломал этот стереотип. В шуточной форме мы показали обратное: как простые аульские ребята могут строить бизнес «по-казахски», получая признание на международной арене.

Нурлана Коянбаев
Нурлан Коянбаев
Фото: © Бауржан Бисмилдин

Во всех частях также затрагивается актуальная тема культурно-технологического обмена, где раскрывается созидательная сила казахского культурного кода. В этом, пожалуй, и кроется секрет успеха кинокартины «Бизнес по-казахски».

Расскажите немного о новой части франшизы «Бизнес по-казахски в Бразилии», которая вышла в свет в 2023 году. Насколько известно, фильм доступен к просмотру в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск».

– В этой части главный герой также сталкивается с различными вызовами, которые преподносит ему судьба. На протяжении всей сюжетной линии затрагивается многогранность доброты, дружбы, родственных связей и простых жизненных ценностей. Да, сейчас его можно посмотреть на «Кинопоиске». Я считаю, это тоже некий прецедент на рынке отечественного кинематографа: крупные зарубежные стриминговые сервисы покупают казахстанский контент. На мой взгляд, это говорит о качестве и рентабельности наших киноработ.

Предлагаю немного вернуться назад и поговорить о вас как юмористе. Очень много популярных ребят из КВН стали блогерами, вайнерами. Вы один из первых, кто занялся «большим кино». Расскажите подробнее, как пришла идея попробовать свои силы в профессиональном кинематографе?

– В любой сфере есть определенный стеклянный потолок, который нужно пробивать, иначе произойдет стагнация. А если говорить о творчестве, то ограничений к развитию практически нет. Если честно, давно горел идеей снимать кино. При этом многие думают, что я выбрал комедийный жанр как один из самых простых и популярных в нашем кинематографе. Однако ответ очевиден: юмор – моя профессиональная стезя долгие годы, и все карьерные изменения так или иначе будут связаны с этим направлением. Кроме того, наши фильмы делают настоящие профессионалы: от сценаристов до операторов. В свою очередь, я выступаю больше как продюсер.

Нурлана Коянбаев
Нурлан Коянбаев
Фото: © Бауржан Бисмилдин

Рынок развлечений в Казахстане за 2023 год вырос на 31%. Общий оборот составил 51 млрд тенге. При этом рынок кинопроката – 35 млрд тенге, где доля казахстанского проката – 33% от этой суммы*. Бытует мнение, что в Казахстане среди отечественных киноработ популярен лишь комедийный жанр. Но мы видели в 2023 году большой успех триллера «Дәстүр». По вашему мнению, тенденции на казахстанском рынке кино меняются?

– Когда «Бизнес по-казахски» установил рекорд по кассовым сборам, я огласил цифры не для того, чтобы похвастаться перед коллегами по цеху, напротив, мне хотелось показать, что частное кино – это рентабельный бизнес, и запустить, таким образом, тенденцию развития в этом сегменте. И та ситуация, которая складывается на сегодняшний день в казахстанском кино, меня определенно радует. Чувствуется здоровая конкуренция и, соответственно, рост всей киноиндустрии. Уверен, на отечественном кинорынке все чаще будут появляться новые игроки в разных жанрах, предлагая качественный контент.

Многие именитые режиссеры в нашей стране негативно высказывались о комедиях, и именно о тех людях, которые делают кино, не имея должного образования. Однако, как говорится, в этом деле решают зрители, буквально голосуя за ту или иную кинокартину кошельком. Какими главными критериями, на ваш взгляд, должны обладать люди, которые делают по-настоящему качественное кино?

– Как известно, ежегодно выделяются миллиарды тенге бюджетных средств на развитие кинематографа в нашей стране. Однако реального сдвига не наблюдается. Как раз таки моя основная задача – показать, что казахстанское кино можно монетизировать. Конечно, исторический фильм, к примеру, это как основное блюдо, а комедия, скорее всего, – десерт. Многие казахстанские именитые режиссеры опираются на такое сравнение, все время пытаясь обесценить вклад этого жанра в отечественную киноиндустрию. Однако именно казахстанская комедия открыла второе дыхание всей киноиндустрии нашей страны, обогнав голливудские блокбастеры. Именно с казахстанской комедии начался прокат фильмов на казахском языке: мы были первыми, кто показал, что не нужно бояться заходить в этот сегмент аудитории, напротив, это «голубой океан».

Нурлан Коянбаев
Нурлан Коянбаев
Фото: © Бауржан Бисмилдин

Более того, можно применить простую математику: на создание одного фильма частная компания тратит примерно $300 тыс. Возьмем 100 фильмов в год – себестоимость порядка $30 млн, при этом в прокате собирают около $50-60 млн. Именно этот виток развития частного кино начался с казахстанской комедии, которая показала, что можно снимать рентабельное кино без вложения бюджетных средств. В среднем ежегодно государство выделяло порядка $50 млн на развитие отечественного кинематографа. За 30 лет независимости это примерно $1,5 млрд - на эти средства можно было снять 10 «Аватаров». Мы видим, что проблема не в недофинансировании отрасли, а неэффективном распределении бюджетных средств.

На мой взгляд, отечественную киноиндустрию следует в первую очередь расценивать с позиций бизнеса: реальные конкурентные условия подразумевают некую отдачу от фильмов, ведь в противном случае мы и дальше будем снимать некачественное кино за бюджетные деньги, которое никто не смотрит. В казахстанском кинобизнесе инвестор, к сожалению, редкий гость, однако сейчас многие крупные компании рассматривают свое участие в различных кинопроектах, так как видят огромный потенциал этой сферы как прибыльной бизнес-структуры.

Нурлана Коянбаев
Нурлан Коянбаев
Фото: © Бауржан Бисмилдин

Кроме того, те, кто позволяют себе негативные высказывания в адрес казахстанской комедии, забывают главный факт: отечественные зрители – не глупая аудитория, так как она активно следит за мировыми трендами. Приходя в кинотеатр и выбирая из широкого ассортимента не зарубежный фильм, а казахскую комедию, они подтверждают, что наше кино ничем не уступает мировым блокбастерам.

Нурлан, расскажите немного о творческих планах на ближайшее будущее.

– В скором времени мы приступим к съемкам очередного фильма. Это будет совершенно новый жанр для меня, при этом, конечно, с элементами комедии. Цель одна – вывести казахстанскую киноиндустрию на более качественный, конкурентоспособный мировой уровень.

Продюсеры: Мария Шишерина, Заира Егорова;

Фотограф, арт-директор: Бауржан Бисмилдин;

Художник по костюмам: Гоар Игитян;

Художник-постановщик: Илья Невлютов.

* Источник: «Тикетон».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить