Сможет ли Almaty Theatre стать важной культурной единицей города

52039

Несмотря на все очевидные достоинства площадки, при анализе театра с точки зрения урбанистики возникает чувство, будто здание поставили на ступень выше остальных уже в момент постройки

Фото: © Андрей Лунин

Almaty Theatre расположился в не самом типичном для театра месте и оказался со всех сторон зажат офисами финансовых центров. Изящное белое здание, издалека похожее на многоярусный торт, эдаким десертом возвышается на скатерти вечно ревущей Аль-Фараби. По соседству сейчас возводится галерея, так что скоро пятачок на пересечении Аль-Фараби с проспектом Назарбаева станет точкой притяжения современного искусства

Изначально Almaty Theatre строился как новый балетный театр – эдакий ответ почти вековому ГАТОБу. Но так ли нужно запускать вторую площадку, если и первая неплохо справляется со зрительским потоком? А вот стабильного культурного центра в Алматы, к сожалению, нет – и именно за такой подход Almaty Theatre и зацепился. Он позиционирует себя как «территория творчества, уникальная многофункциональная площадка, место культурного притяжения, где каждый участник получает незабываемые эмоции от соприкосновения с миром искусства». Громкие слова уже отчасти оправданны: за чуть меньше двух лет существования театр не раз принял ведущих мировых артистов балета, музыкантов и художников – от Хиблы Герзмавы и Malevo до Томаса Андерса и Алессандро Сафины.

Причем это тот самый случай, когда наполнение и обертка совпадают. Уже на подходе к зданию ощущается, что заказчики не скупились. Почти 14 тысяч квадратных метров на служение искусству плюс ухоженный парк, отделяющий театр от суеты вокруг. Просторное светлое фойе со множеством скульптур, декоративных элементов и стильной иллюминацией. Зрительный зал на 700 мест и просторные галереи на каждом этаже. Даже при аншлаге в вестибюле зрители не толпятся, холлы спроектированы с умом. Нет и привычных очередей за перекусами: в театре функционируют ресторан и два буфета. Есть при театре и своя танцевальная школа, направленная как на подготовку балетных кадров, так и на любителей.

Но, несмотря на все очевидные достоинства площадки, при анализе театра с точки зрения урбанистики возникает чувство, будто здание поставили на ступень выше остальных уже в момент постройки.

Большинство театров Алматы сосредоточены в центре, в «золотом квадрате» и прилегающих к нему районах. Есть, конечно, печальные исключения вроде Республиканского немецкого театра, выселенного в район рощи Баума, но это радикальный случай. Almaty Theatre же продолжает вереницу из Esentai Mall, Villa Dei Fiori и домов в Ремизовке. В отличие от множества театральных зданий, выполненных в стиле тяжелого советского конструктивизма, а то и вовсе расположенных в подвалах жилых домов, его сложно не заметить. Постройка из белого камня и стекла выглядит свежо и вполне претендует на звание новой достопримечательности. Многослойная фактура создает узнаваемый силуэт, который со временем может встать в один ряд с Медео или короной гостиницы «Казахстан» на открытках.

Однако, строя такую площадку в самом сердце мегаполиса, неплохо было бы задуматься о логистике. Из-за вечных пробок на Аль-Фараби вовремя попасть на вечерние мероприятия довольно проблематично. Да и количество мест на парковке в несколько раз меньше, чем вместимость зала. Нет инфраструктуры, которая сделала бы театр проходным местом. В первую очередь встает вопрос общественного транспорта, так как метро и троллейбусных линий на Аль-Фараби нет, а автобусы в час пик мертво стоят наряду с автомобилями. Немного рядом и общепита, где можно было бы поужинать до спектакля или попить чай после. Есть пара фешенебельных ресторанов и несколько бургерных возле «Ритц-Паласа», а вот уютных кофеен, где можно было бы в приятной обстановке обсудить увиденное, явно не хватает. Almaty Theatre в этом плане напоминает площадку формата красных дорожек, откуда надо уезжать на своем лимузине сразу в аэропорт. Пожалуй, единственные, кому при таком раскладе везет, – это работники «Нурлы-Тау», из которого в будний вечер невозможно выехать: им для культурного времяпрепровождения надо только перейти дорогу.

Можно сказать, что театр претендует на нишу люкс, и это сказывается на билетах. Цены на них, за некоторым исключением, стартуют от 20 тысяч тенге, что сразу делает театр малодоступным для большой прослойки людей.

Справедливости ради стоит отметить, что такие суммы Almaty Theatre оправдывает своим многовекторным подходом. В репертуаре не только академические представления, но и модные показы, танцевальные шоу, мюзиклы. Яркий пример – «Джулия» по песням А-Studio, несколько месяцев собиравший аншлаги. Все, кто видел мюзикл, соглашаются: это техническое оснащение, достойное Бродвея. Подвижные панели, цветомузыка, разные механические примочки – все это делает сцену театра полноценным героем постановок.

Пожалуй, самое сложное у театра еще впереди. Сейчас это новое чистое здание с креативным интерьером и белоснежными костюмами капельдинеров. Но площадка нацелена на сдачу в аренду, а текучка коллективов часто приводит к тому, что лоск быстро уходит. Своя постоянная труппа относится к пространству гораздо более бережно, по-домашнему, в то время как приглашенным артистам приоритетнее собственный комфорт. Освежать одни только костюмы персонала, чтобы они всегда оставались такими же идеально белыми, – задача довольно затратная, не говоря обо всем остальном. И это при условии, что Almaty Theatre заявил о себе как о частном театре и никакой поддержки от Министерства культуры не будет. Хотя до сих пор доподлинно не известно, на чьи деньги строился и живет театр. Тем не менее, по расчетам Forbes Kazakhstan, основанным на данных Комитета государственных доходов МФ РК, за три квартала текущего года театр выручил около 250 млн тенге. А чистая прибыль составила около 8,3 млн тенге.

Сейчас, спустя почти два года работы, к площадке еще ощущается зрительское недоверие. Кто-то отмечает дороговизну билетов, кто-то – плохую акустику, кто-то – не самое удобное расположение. Возможно, нужно время, чтобы театр прижился у алматинцев и стал такой же важной культурной единицей города, как тот же ГАТОБ или Дворец Республики. Almaty Theatre создал себе богемный образ, который простых зрителей зачастую отпугивает. Здорово, когда театр нащупывает свою аудиторию, но при этом сохраняется риск остаться в восприятии остальных «тем помпезным театром на Аль-Фараби», а вовсе не пристанищем казахстанских и мировых талантов.

Пока все медленно идет к тому, что эта часть города перестанет быть сугубо деловой и разрастется в культурном плане, приютив больше точек, связанных с искусством. Пока у театра в запасе есть флер новизны и допустимого пафоса, а вот сможет ли он оставаться на плаву, когда все желающие уже посетят его, – вопрос пока без ответа. Хотя открытость и готовность сотрудничать у подобной площадки определенно радует. Наличие пространства, желающего совместить академический театр, современные направления, моду и живопись, – это большой шаг не только для культурной столицы, но и для всей страны. Гораздо проще организовать творческий обмен даже внутри республики, не говоря уже о требованиях зарубежных артистов выступать на достойной площадке. У Almaty Theatre большое будущее, на пути к которому осталось только завоевать зрительские сердца.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить