Ильяс Дуйсен: Музыкант не должен идти на поводу у публики

52269

Почему нужно слушать сложную музыку, объясняет молодой дирижер

Ильяс Дуйсен
Ильяс Дуйсен
Фото: личный архив

Ильяс Дуйсен родом из семьи музыкантов: отец – дирижёр, мать – скрипачка. Вырос он, как и все дети артистов, за кулисами концертного зала. Проблемы с выбором профессии тоже не было – уже в пять лет Ильяс знал, что станет дирижером. Всего у него у него три музыкальных образования.

- Специализированную музыкальную школу я заканчивал в Астане как скрипач - так полагается любому дирижеру, сначала нужно освоить инструмент. Потом занимался академическим вокалом, учился в Казани и Москве. У меня от природы редкий голос - бас профундо. Это ниже, чем бас, таких голосов очень мало. Затем я получил образование уже как дирижер в алматинской консерватории имени Курмангазы, закончил с отличием, - рассказывает музыкант.

Как вокалист Ильяс работал с ведущими вокальными коллективами «Мастера хорового пения» и musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса, пел в православных храмах, а также исполнял музыку барокко и ренессанса как солист.

Можно сказать, что Ильяс всю свою музыкальную карьеру был погружен в классическую музыку, для него это знакомая и любимая среда, поэтому неудивительно, что и своих слушателей он призывает войти в этот «океан». Он старается делать мир классической музыки доступным для самой широкой аудитории — рассказывает об авторе произведения, дает исторический и культурный контекст. Такой формат называется «концерт-интро».

- Подход заключается в том, что я комментирую каждое произведение перед началом, исполняю разные фрагменты, напеваю голосом отдельные мелодии, и тогда слушателю есть за что «зацепиться слухом», у него появляются ассоциации и понимание того, что звучит, - говорит он.

По словам Ильяса, идею проводить концерты-интро он вынашивал не один год, считая ее утопической – ресурсов на проект не было. Но одну попытку все же сделал, и она оказалась удачной.

- Однажды реализовал исключительно на свои средства концерт с музыкой современного эстонского классика Арво Пярта. Редко звучащего у нас композитора мы исполняли с Государственной хоровой капеллой имени Байкадамова. Почти вся программа концерта прозвучала впервые, - рассказал собеседник. - Я арендовал коллектив, арендовал зал, участвовал в разработке дизайна афиш, развешивал их по городу, запускал рекламу - в общем, делал все от А до Я. И мысленно прощался с деньгами, когда всё это оплачивал: у меня не было иллюзий, что на такую постмодернистскую музыку соберётся зал. Думал, что если придет всего 15 человек, для меня ничего не изменится. Коллеги-музыканты отговаривали меня - якобы такую музыку у нас не поймут. Но пришло 200 человек, и я смог перекрыть свои расходы и даже заработать.

А самое главное - публика прекрасно восприняла как музыку Пярта, так и формат концерта. Для Ильяса это стал подтверждением того, что его приемы подачи материала работают, что можно увлечь слушателей даже такой сложной музыкой, как Пярт.

Ильяс Дуйсен
Ильяс Дуйсен
Фото: личный архив

Новый этап начался со знакомства с основателями компании Masters Academy - Мадиной Уморбековой, Надией Магамбетовой и Ассоль Хасанаевой.

- Они сказали, что были на моих концертах, им нравится то, что я делаю, и они хотят, чтобы такая музыка чаще звучала в Алматы. Они предложили провести 10 концертов, пообещав все организовать, не вмешиваясь в репертуар и выбор исполнителей, - рассказывает Ильяс, с улыбкой добавляя: - Я, естественно, подумал, что у меня день рождения, потому что это идеальные условия для любого артиста.

Надо понимать, что на протяжении всей истории сценического искусства все артисты, особенно музыканты, пользовались поддержкой и покровительством меценатов, напоминает собеседник.

- Академическая музыка никогда не считалась сверхприбыльным делом - это не производство, а искусство. Есть, конечно, кейсы, когда исполнители получают большую прибыль, но, как правило, такая деятельность всегда грешит тем, что музыканты опускают планку, выбирают развлекательную музыку. И это не совсем правильный подход, с моей точки зрения. Если мы идем к врачу, мы ведь не говорим ему, как нас лечить? Так почему же музыканты должны идти на поводу у публики? – горячится собеседник. - Мы тратим много сил и времени на то, чтобы познать искусство музыки, поэтому можем рассчитывать на доверие к нам, на то, чтобы к нашему выбору прислушались, поверили, что это действительно важно.

С Ильясом Дуйсеном согласна и Жания Аубакирова - народная артистка Казахская ССР, профессор, более 20 лет, с 1997-го по 2018 год, — ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Она оказала содействие проекту молодого музыканта.

Жания Аубакирова
Жания Аубакирова
ФОТО: © Андрей Лунин

- Некоторые из моих хороших выпускников занимается сейчас зарабатыванием денег, причем на абсолютном дешевом, абсолютно легком репертуаре. Как профессионалы они не развиваются, просто пользуются моментом. И когда ко мне пришла Мадина Уморбекова и рассказала про проект со сложной классической музыкой, я сначала сказала: «Да вы сумасшедшие!», - смеется Жания Аубакирова.

Именитая пианистка и музыкальный педагог всегда старалась поддержать своих учеников — даже в том, что ей кажется не совсем правильным.

- Время такое, - оправдывает она плывущих по течению. - Но в консерватории мы всегда ставили высокие цели и добивались их. Сейчас единицы стараются держать планку, но большинство так опустилось... И не только у нас, это глобальный процесс. Но даже когда вокруг бушует буря, кто-то делает хорошие проекты. Их меньшинство, но у них получается. Например, Ильяс умеет интересно, увлекательно рассказывать, объяснять, он убедителен — а это новое в нашей сфере. И качество его речи, качество информации, которую он дает, действительно впечатляет. Я думаю, именно это вдохновило тех, кто его сейчас поддерживает. Такой формат — один из способов для музыканта привлечь к себе внимание, помимо побед на конкурсах или ярких выступлений. Поэтому мне важно было поддержать его в этих усилиях.

Переговоры Ильяса Дуйсена с организаторами концертов продолжались несколько месяцев, и хотя коммерческая составляющая тоже присутствовала, отмечает дирижер, но идея просветительства, популяризации академической музыки XX века была определяющей. Когда контракт был подписан, маэстро приступил к выбору произведений для дебютного концерта, исходя из нескольких факторов. Первый – оркестр.

- Это был струнный ансамбль «Камерата Казахстана», стало быть, надо выбирать музыку, написанную для струнного состава. Первая мысль - «Камерная симфония» Дмитрия Шостаковича. Я считаю, что эта музыка сегодня звучит крайне актуально. Композитор жил в условиях деспотичности, в условиях травли, что, как мне кажется, перекликается с тем, что происходит сегодня, - объясняет дирижер.

Как рассказал музыкант перед исполнением, состоявшимся в начале ноября в Алматы, камерная симфония «Памяти жертв фашизма и войны» (первоначально — квартет) - на самом деле автобиографическое произведение, своего рода реквием великого композитора, в которое он включил фрагменты более 20 своих работ. Ильяс Дуйсен привел цитату из письма Шостаковича его другу Исааку Гликману: «...Написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета». Основная тема квартета – ноты D.Es.C.H (ре - ми бемоль - до - си - F), то есть мои инициалы (Д.Ш.)».

Вторым произведением стали «Метаморфозы» Рихарда Штрауса — немецкого композитора первой половины ХХ века. Наследник великих музыкантов эпохи романтизма от Шуберта до Вагнера, Штраус, будучи истинным патриотом немецкой культуры, старался служить ей во все времена - в том числе при Гитлере. У Штрауса, как Шостаковича, тоже есть письмо с объяснением своего произведения, написанного за месяц до падения Берлина: «Я в отчаянном настроении! Разрушен дом Гете, эта величайшая святыня мира! Мой прекрасный Дрезден — Веймар — Мюнхен, все пошло прахом!».

Как объяснил маэстро, если «Камерная симфония» - это реквием по самому Шостаковичу, то «Метаморфозы» - прощание с историей великой немецкой классической музыки. Помимо всего, оба произведения объединяет минорная тональность, оба написаны в до миноре.

- Такое искусство для того и существует, чтобы помогать нам отрефлексировать наше время, пережить то, что происходит, справиться с этим и идти дальше, - считает Ильяс. - Если попытаться выразить смысл этих произведений в одном-двух словах, то у Шостаковича это будет «вершина духа», а у Штрауса - скорее «сожаление об уходящем».

Как признается дирижер, ему было даже по-своему жаль публику, когда он готовил программу из двух тяжелых и крайне сложных произведений.

- Сами представьте: «Метаморфозы» - это этюд для 23 сольных инструментов, что означает на практике, что у вас как у дирижёра, 23 линии, независимые друг от друга, и у каждой своя музыка, - попытался объяснить он. - Это полифония - старинный жанр. Такую музыку очень сложно как исполнять, так и дирижировать. Это был настоящий вызов и для струнников Алматы, и для публики, и для меня. Неудивительно, что на концерт пришли музыковеды из консерватории — услышать это ранее никогда не исполнявшееся в Казахстане произведение.

Но в зале были не только ценители и профессионалы, знаковую музыку слушали в том числе учителя и старшеклассники из High Tech Academy — частной инновационной школы, основанной Еркином Татишевым. По свидетельству Ильяса Дуйсена, после концерта они говорили, что все было понятно и музыка тронула их.

Ильяс Дуйсен
Ильяс Дуйсен
Фото: личный архив

- Я старался говорить просто о сложном, даже о самой музыке. Рассказывая о времени Сталина и Гитлера, делал акценты на тех вещах, которые заведомо понятны всем, таких как страх за свою жизнь, страх перед осуждением со стороны общества, - говорит собеседник. - Я заинтересован в том, чтобы на мои концерты приходили самые разные люди, и сейчас моя задача - открыть мир музыки для широкой аудитории: и для тех, кто много работал над собой, и тех, кто впервые решился прийи в концертный зал. А в музыкальном искусстве всегда найдется чем её удивить и сделать внутренне богаче. Не зря же наши концерты называются «Метаморфозы».

Следующий концерт цикла «Метаморфозы» состоится в январе 2024 года, в программе тоже запланировано несколько премьерных исполнений.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить