Почему галереи выжили в карантин?

7959

В Алматы открылась выставка новая выставка «Права человека: 50 оттенков голубого»

Саид Атабеков «Карантин»
ФОТО: Роман Егоров
Саид Атабеков «Карантин»

Выставка открылась в четверг, 17 сентября, в Artmeken Gallery при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Представлены 10 художников, все - казахстанцы: Мурат Дильманов со скульптурой «Писающий полицейский», Зоя Фалькова, Роман Захаров, Елена и Виктор Воробьевы (фоторабота «Пророчество»), Асель Кенжетаева с циклом «карнавальных» полотен The burning kelin (zhasau), Саид Атабеков (фотографии «Карантин»), Евгений Танков («Самый синий день»), Тамина Оспанова, представившая фото с алматинского марафона «От правды не убежишь», Светлана Глушкова («Городской пейзаж» - документальное фото дома, сплошь заклеенного изображениями первого президента) и Айгуль Нурбулатова. Все они так или иначе касаются темы прав человека.

Роман Захаров #шалакорейскийсроманом
ФОТО: Роман Егоров
Роман Захаров #шалакорейскийсроманом

Необычным подходом выделялся графический цикл #шалакорейскийсроманом Романа Захарова. «В лицемерном государстве художникам частенько приходится прибегать к эзопову языку – так и Роман Захаров, изучая корейский язык, ведет дневник, в котором зарисовывает не только предметы, иллюстрирующие те или иные иероглифы, но и события повседневности – аресты протестантов, эпизоды в тюрьме, сцены полицейского произвола и как мы переживали карантин», - так оценила его работы куратор выставки искусствовед Валерия Ибраева.

Зоя Фалькова «Оставлено без рассмотрения»
ФОТО: Роман Егоров
Зоя Фалькова «Оставлено без рассмотрения»

Такой же неординарной была работа Зои Фальковой — керамическая плитка из серии «Оставлено без рассмотрения».

«Более прямые высказывания позволяют себе только матерые, закаленные станковисты – иронические наблюдения над государственной пропагандой и управлением через силовые структуры в работах Воробьевых, Дильманова и Атабекова резко и наотмашь свидетельствуют о том, что голубым наш флаг бывает и в очень плохом смысле», - назвала вещи своими именами куратор.

Мурат Дильманов «Писающий полицейский»
ФОТО: Роман Егоров
Мурат Дильманов «Писающий полицейский»

В помещении выставки бросался в глаза и ещё один «неарт»-объект - емкость с санитайзером и коробка с надписью «Для использованных масок и шприцов». На полу — разметка для соцдистанции, пришедшим измеряют температуру. Как вообще галерея пережила карантин?

- У нас были обязательства по нескольким выставкам, нам это и помогло, - ответила директор Artmeken Gallery Гаухар Сатпаева, признавшаяся, что поначалу думала даже о закрытии галереи. - Потом у нас есть в планах каталог по всем четырем выставкам — у нас с 2017 проходят выставки на тему прав человека. Получается, нас держали эти обязательства, нам повезло с партнерами.

Активность на арт-рынке в карантин — ещё один феномен, удививший самих игроков. Как будто перед лицом смертельной опасности люди вспомнили о вечном.

- Это было очень интересное явление, - согласилась Гаухар. - В «Фейсбуке» была группа «Художественный базар», где энтузиасты, желая поддержать художников, продавали свои работы друг другу и коллекционерам, образовалось целое сообщество. Я сама приобрела несколько работ, и у нас в галерее покупались работы в это время. Для нас это было неожиданно: картины — это не товары первой необходимости, но тем не менее люди, как оказалось, люди рассматривают их как альтернативные вложения, какую-то часть средств вкладывают в художественные работы. Это не быстрые деньги, эти инвестиции не вернутся быстро.

Известный художник Мурат Дильманов тоже признал, что поначалу была растерянность — некоторые заказчики отказались от своих планов. Но потом он занялся сувенирными работами, и они нашли своего ценителя не только в Казахстане, но и за рубежом.

- Я старался работать как можно больше, чтобы отвлекаться от мрачных мыслей, - добавил он.

Вообще экспозиция должна была быть запущена в апреле, но в связи с карантином открытие раз за разом откладывалось. Руководитель Artmeken Gallery сказала, что благодарна фонду Сороса за понимание и терпение.

- За последние несколько лет мы поддержали ряд художественных проектов, посвященных различным аспектам прав человека в Казахстане. Для нас очень важен отклик, который находят такие проекты - он показывает, насколько оказалась важна тема и как она волнует казахстанцев, - сказала Аида Айдаркулова, председатель правления Фонда Сорос-Казахстан. - Данная выставка пережила самую сильную трансформацию и оказалась одной из самых сложных в своем техническом воплощении в условиях очередной волны молодежных протестных настроений, ужесточения цензуры, мировой пандемии, но она точно отразила все те события и переживания, свидетелями которых мы все с вами оказались в 2020 году.

Выставка продлится с 17 сентября по 21 октября 2020, время работы с 12.00 до 19.00 со вторника по воскресенье.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить