Ретейл в Казахстане: как MEGA ведёт бизнес в эпоху перемен

18018

Что происходит на казахстанском рынке ретейла в 2022 году, разбирались на примере одного из крупнейших игроков – сети торгово-развлекательных центров MEGA

ФОТО: архив пресс-службы

В конце сентября в Алматы прошел Kazakhstan Growth Forum – авторитетный саммит, в котором приняло участие более 200 СЕО казахстанских и международных компаний. Представители бизнес-элиты обсуждали вызовы и проблемы, с которыми бизнес и финансовый сектор столкнулись в 2022 году. Нурлан Смагулов, президент Astana Group (куда входит и сеть ТРЦ MEGA), говорил больше о возможностях. По его словам, за девять месяцев текущего года продажи арендаторов в сети ТРЦ MEGA выросли на 40–60%, показатели посещаемости выросли на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Нурлан Смагулов
Нурлан Смагулов
ФОТО: Андрей Лунин

В связи с этим мы решили поближе рассмотреть, что происходит на казахстанском рынке ретейла и какие тренды здесь формируются в 2022 году.

Первый тренд: рост посещаемости

Посещаемость торговых центров в 2022 году значительно превысила доковидные показатели. В марте во всех регионах страны были сняты карантинные ограничения и отменена обязательная регистрация в мобильном приложении «Ашык». В это же время в казахстанских ТРЦ начало появляться много посетителей из числа иностранных туристов. Что подтверждается и статистикой от муниципальных властей: по информации акимата Алматы за первое полугодие 2022 года число гостей из-за рубежа выросло в 2,8 раза, внутренних туристов – в 1,4 раза. В целом по стране число туристов увеличилось на 132,5% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. А торговые центры MEGA уже на протяжении многих лет являются обязательным пунктом посещения гостей, которые знакомятся с Казахстаном. В MEGA иностранцы традиционно отмечают хорошую представленность магазинов разных ценовых категорий, большой выбор товаров, а также особую атмосферу, которая создана в торговых центрах.

Здесь же стоит отметить еще один ретейл-тренд 2022 года в Казахстане – гиперассортимент. Из-за санкций более 70% зарубежных брендов приостановили или свернули свой бизнес в России. На этом фоне многие международные компании перестроили свои логистические цепочки таким образом, чтобы товары, предназначенные для российского рынка, были перенаправлены в Казахстан. В первую очередь это касается таких масс-маркет-гигантов, как H&M, Zara и т. д.

Второй тренд: выход на рынок новых брендов

В 2022 году в торговых центрах сети MEGA открылись магазины мировых брендов Hugo, DKNY, первая линия Сalvin Klein, Etam. Еще одно значимое для рынка событие – бутик знаменитого грузинского дизайнера Автандила Цквитинидзе открыл свои двери в ТРЦ MEGA Alma-Ata.

– Меня давно связывают дружеские отношения с казахстанцами. Еще лет десять назад я впервые оказался на казахстанском подиуме и до сих пор не пропускаю местные недели мод. Теперь я рад, что здесь, в Алматы, открылся монобутик Avtandil, – поделился дизайнер на презентации бутика.

В мае в ТРЦ MEGA Alma-Ata открылся магазин обувного бренда «Эконика».

– Решение об открытии первого магазина в Казахстане было принято в августе 2021 года. Для развития сети на новом рынке мы выбрали ТРЦ MEGA Alma-Ata, так как этот торгово-развлекательный центр стал стартовой площадкой для развития многих международных брендов в РК, – отметила территориальный директор «Эконики» в Казахстане Валентина Здвижкова, добавив, что в среднесрочной перспективе (три-пять лет) компания планирует открыть 12 магазинов в Казахстане.

Не менее серьезные планы на казахстанский рынок намечены и у модного бренда LIME. Первый казахстанский магазин марки открылся в конце августа в ТРЦ MEGA Park, он расположился на внушительной площади более 500 кв. м. В дальнейшем LIME планируют открыть магазины в других городах.

– Несмотря на события, которые сотрясают рынок, MEGA остается надежным партнером для сотен компаний и лидером среди девелоперов Казахстана по привлечению в страну глобальных брендов, – рассказала генеральный директор Mega Center Management Айжан Тулемисова. – В этом году в наших ТРЦ открылись такие магазины, как Hugo, DKNY, первая линия Calvin Klein, они дополнили нишу премиальных брендов. Уверенно чувствуют себя в MEGA арендаторы из масс-маркет сегмента. К примеру, летом состоялось открытие магазина Terranova в ТРЦ MEGA Silk Way. Это первый магазин популярного итальянского бренда в столице, горожане его давно ждали и теперь с удовольствием посещают.

Еще одно громкое открытие ждет астанчан в 2023 году – в MEGA Silk Way начнет работу первый в столице гипермаркет косметики «Золотое яблоко». А уже в конце 2022 года этот косметический мультибренд откроется в ТРЦ MEGA Alma-Ata.

Третий тренд: увеличение площадей действующих арендаторов

Если говорить о сети ТРЦ MEGA, то этот тренд был зафиксирован еще в 2020 году. Даже во время пандемии, когда действовали санитарные запреты и ограничения, крупные бренды, расположенные в «Мегах», укрепляли свои позиции в ТРЦ. В 2021 году ньюсмейкером стала ZARA: магазин в ТРЦ MEGA Alma-Ata открылся после реконструкции в совершенно новом концепте. Его площадь увеличили на 30%, что позволило сохранить много свободного пространства, сделать большие расстояния между стеллажами с одеждой и обувью, а также более комфортные примерочные. Кстати, на этом обновление магазина не закончилось: на днях в ZARA в ТРЦ MEGA Alma-Ata появилась специальная примерочная для тех покупателей, кто ходит на шопинг со стилистом. Это просторная примерочная с удобными рейлами и большими зеркалами, где созданы все условия, чтобы подбирать образы в компании профессионала.

Также расширились магазины таких брендов, как Li Ning, Madame Coco, в конце года в ТРЦ MEGA Alma-Ata после расширения и реконструкции откроется Beautymania.

Ранее сеть «Технодом» практически вдвое увеличила площадь своего магазина в ТРЦ MEGA Alma-Ata, а весной этого года увеличила площадь магазина в ТРЦ MEGA Silk Way. По словам представителей компании, это позитивно отражается на динамике продаж.

– Увеличение площади магазинов позволило нам разместить больше интерактивных experience-зон, которые наши посетители очень позитивно восприняли. Также мы увеличили ассортимент в новых растущих категориях товаров, таких как встраиваемая техника, приборы для ухода за здоровьем и гаджеты для кухни, – прокомментировал Антон Судариков, директор по розничным продажам «Технодом». – В этом году мы видим рост посещаемости магазинов. Зачастую наши посетители приходят уже подготовленными, предварительно изучив информацию в интернете или соцсетях, посмотрев видеообзоры. Для них важно вживую увидеть товар, тактильно его ощутить и, по возможности, протестировать его работу.

Еще один пример – магазины турецкого бренда LC Waikiki. Во время пандемии компания увеличила и обновила магазин в ТРЦ MEGA Park. Его площадь стала почти в два раза больше, появились отдельные корнеры для обуви, товаров для дома и домашней одежды. В этом году глобальные изменения ждут магазин LC Waikiki в ТРЦ MEGA Alma-Ata. Его площадь увеличится на 760 кв. м, на двух этажах расположатся отделы женской, мужской и детской одежды, обуви. Отдельное пространство будет выделено под товары для дома и одежду для сна и отдыха.

Представители Mega Center Management прогнозируют, что в будущем году эти тренды сохранятся. Ведь посещение торговых центров остается для казахстанцев важным способом проведения досуга. Тем более, когда речь идет о сети ТРЦ MEGA, которая каждый год работает над тем, чтобы предвосхищать ожидания своих посетителей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить