Новые возможности бизнеса

12288

Чего следует ожидать в секторе франчайзинга в Казахстане в 2013 году

Ситуация на мировых рынках оказывает влияние на развитие франчайзинга как в Казахстане, так и за пределами страны. Кризис, посткризис, прекризис, все экономические циклы сегодня не поддаются стандартному хронометражу, и с точностью прогнозировать состояние мировых рынков в условиях быстрой спекулятивной стагнации на крупных рынках сегодня мало кто может.

Сектор франчайзинга, будучи частью мировой экономики, подвержен своим циклическим колебаниям, и его состояние зависит конкретно от страны, национального сегмента. Например, в развитых странах, где наблюдается рецессия, сектор зависит от общей экономической ситуации, котировок акций и других финансовых показателей. Так, например, многие франчайзинговые сети вынуждены были закрывать часть своих предприятий в период кризиса. В особенности это было заметно по франчайзинговым точкам, связанным с ежедневной наличностью: фастфуд, общепит, бытовые услуги, торговые точки разной специализации и т. д. Но если в США сокращение сектора в пределах 3% не так сильно ударило по франчайзерам, то на некоторых европейских рынках падение продаж франчайзингового ретейла доходило до 20% и больше.

Таким образом, кризис – идеальное время для проверки устойчивости предприятия, и крупные бренды категории А, выжившие в период разных рецессий, показывают стабильность.

Франчайзинговые мегабренды традиционно показывают финансовую устойчивость в отличие от новых, не прошедших циклические волны брендов. По данным Interbrand, уже который год список дорогих брендов традиционно возглавляет Coca-Cola, а за 2012 год прибавил в стоимости бренда 8%, достигнув цифры в $77,839 млн, как и другой франчайзинговый мегабренд McDonald’s, прибавивший в стоимости 13%.

Как и прежде, в секторе франчайзинга лидируют США. Десятка крупнейших брендов франчайзинга по версии журнала Entrepreneur представлена американскими компаниями. Лидерство завоевал HamptonHotels, сеть отелей среднего класса, опередив многолетнего лидера – Subway, сети ресторанов быстрого обслуживания. Тем не менее Subway остается международным лидером франчайзингового сектора по количеству франчайзинговых точек с общим числом в 25 370 ресторанов по всему миру. Что характерно, ни одна торговая точка не управляется самой компанией, в отличие от того же McDonald’s, где половина ресторанов управляется самой компанией.

Японские бренды немного уступают по стоимости бренда, да и нес­колько снизили уровень экспансии на международных рынках. А китайские франчайзинговые сети больше сконцентрированы на внутреннем рынке, нежели на экспансии вне страны. Тем не менее традиционные сети семейных китайских закусочных, как правило управляемых в других странах представителями диаспоры, сегодня выходят на новый уровень, и в сеть все больше входят предприниматели из других стран. Например, сети закусочных QuanJuDe’s и Malanfoods с каждым годом увеличивают свое присутствие на международных рынках, а в сеть входят предприниматели некитайского происхождения.

В секторе национального фастфуда Malan является лидером по количеству франчайзинговых точек и активно догоняет своих иностранных конкурентов в лице McDonald’s и KFC. Ресторану Malan удалось достаточно быстро завоевать сердца потребителей благодаря искусному сочетанию традиционной китайской кухни и современного формата фастфуд. Malan – это быстрорастущая сеть не только в Китае, но и по всему миру. Свой первый ресторан за пределами страны компания открыла в Лос-Анджелесе в 1999 году, таким образом став международным брендом. Сегодня сеть Malan насчитывает 500 ресторанов по всему миру. 

Но из азиатских стран на рынок все чаще выходят индийские франшизы, невольно претендуя на статус лидера в этом регионе. Активно развивающийся средний класс, большое количество англоязычных предпринимателей, рыночная открытость, в отличие от традиционной замкнутости Китая, позволяют индийцам создавать ресторанные франшизы, основанные на национальной кухне, с использованием франчайзинговых технологий. К примеру, индийский бренд Sirf Biryani активно завоевывает международные рынки. 

Опыт развитых стран говорит о  том, что франчайзинг стал индикатором успешной экономики 

Индия так же активно развивает сектор информационных технологий, который является одной из экспортно ориентированных отраслей страны, создав вторую Силиконовую долину в городе Бангалоре (Bangalore), который сейчас является мировым центром информационных технологий. Индийские информационные технологии стали одними из самых конкурентоспособных и востребованных продуктов в мире, а индийские специалисты участвуют во многих IT-проектах мира. Прекрасным примером экспортной ориентированности индийских компаний служит компания NIT. Компания специализируется на обеспечении решений в области компьютерного обучения. Центры, созданные с участием NIT, расположены в 42 странах. По франчайзинговой лицензии NIT работают центры в США, Китае, России и т.д. Центр NIT присутствует и в Казахстане, это инновационный проект Futuretech, созданный по лицензии компании.

От домашнего до иннофранчайзинга

Если же говорить о мировых трендах на рынке франчайзинга, которые так или иначе влияют на казахстанский сектор франчайзинга, то можно выделить ряд основных направлений.

Бюджетные франшизы. Все больше приобретают популярность так называемые бюджетные франшизы, с небольшой стоимостью входной суммы, позволяющие заниматься бизнесом людям с невысокими инвестициями. 

Домашние франшизы (Home based franchise). Появившиеся впервые еще в 1978 году, домашние франшизы получили распространение в последнее время, на что немалое влияние оказало развитие информационных технологий, в частности интернета. Домашние франшизы в большинстве своем являющиеся бюджетными, позволяют домохозяйкам, пенсионерам, людям с ограниченными возможностями и другим заниматься предпринимательством, не выходя из дома. Во многих странах на правительственном уровне уделяют большое внимание этому сегменту, который позволяет повысить занятость и снизить нагрузку на бюджет.

Зеленые франшизы (Greenfranchise), или зеленый бизнес, – предприятия, в своей активности не оказывающие отрицательного влияния на окружающую среду и использующие инновационные, восполняемые источники энергии. Бум на зеленые франшизы пришелся на 2009 год, но с каждым годом число таких предприятий неуклонно растет. Зеленые франшизы представлены во многих линиях бизнеса, особенно в сегментах общественного питания, строительном секторе и различных услуг для дома и офиса.

Франшизы здорового образа жизни (Fitnessfranchise), условно их еще называют фитнес-франшизами. Это достаточно большая индустрия здоровья со смежными отраслями и подсекторами. При этом сектор достаточно быстро растет. К примеру, сеть Anytime Fitness, начавшая франчайзирование в 2002 году, увеличивается каждый год на 30% и сегодня представлена почти 2000 фитнес-центров по всему миру. Anytime Fitness сегодня занимает 11-е место среди лучших франчайзеров мира по версии журнала Entrepreneur, опережая даже такие давно признанные бренды, как KFC, TacoBell, и другие.

Детские франшизы. Рынок детского ретейла – сложный сегмент, но достаточно прибыльный и быстрорастущий, что привлекает многих инвесторов. Но помимо ретейла развиваются и такие сегменты этого сектора, как обучение, детское здоровье, детское питание и т.д.

Инновационный франчайзинг. Условно его можно отнести к франчайзингам Green, но сегмент так быстро растет и приобретает все большую популярность, что инно­франчайзинг стал отдельным сектором. Инновации постиндустриальной экономики являются трендом не только для франчайзинга, но и в целом для всего делового сектора.

Казахстанские тренды

В последнее время наблюдается повышенный интерес крупнейших международных франчайзеров к рынку Казахстана, и уже в 2013 году можно ожидать приход ряда топовых брендов в страну. Как и прежде, на сектор большое давление будет оказывать российский франчайзинг. От россиян не отстает и украинский франчайзинг, который уже открыл ряд проектов в стране. Следует заметить, что украинский сектор франчайзинга является наиболее развитым среди стран СНГ.

В связи с этим доступ к финансам для потенциальных франчайзи – очень важное условие, которое позволяет развиваться сектору. Но среди франчайзинговых предпринимателей пока не пользуются спросом стандартные банковские кредиты с высокой процентной ставкой. И, возможно, в ближайшее время появятся отдельные финансовые операторы, работающие только с франчайзинговым сектором. Немаловажную роль в этом будут играть и программы фонда развития предпринимательства «Даму», который создал центр развития франчайзинга.

Между тем отметим ряд казахстанских трендов на 2013 год.

Франчайзинговые операторы. Большую роль в развитии отечест­венного сектора франчайзинга будут играть мультибрендовые операторы, которые в своем портфеле имеют от двух и более франчайзинговых лицензий. В целом это международный тренд, где индивидуальные мелкие франчайзи уступают на рынке крупным операторам. Но в Казахстане франчайзинг изначально начал развитие через операторов, а не через малый бизнес. Мультибрендовые операторы будут определять основные тенденции на рынке.

Торговые центры. В Казахстане ощущается нехватка торговых площадей для ретейла международного уровня, что мешает приходу многих розничных брендов, а также сетей общепита. Как правило, торговые центры тоже играют роль операторов франчайзинга, приглашая на свои торговые площади крупные бренды. И от количества торговых моллов международного уровня будет зависеть развитие сектора франчайзинга.

Потенциальные франчайзи. На рынок также будут оказывать влияние розничные покупатели франшиз. Казахстанские покупатели франшиз в первую очередь интересуются ретейлом, в частности сегментом модной одежды и обуви. Но брендированный ресторанный сегмент, куда входит стритфуд, фастфуд, кафе, ресторанные концепции и другое, формируется достаточно быстрыми темпами. Сектор пополняется как иностранными, так и отечественными франшизами. Но все же следует отметить, что демократичные форматы общепита пока на стадии развития.

Сегмент детских услуг и товаров растет как за границей, так и на казахстанском рынке.

Брендирование Noname. Ряд сегментов, таких как автоуслуги, логистика, придорожная инфраструктура, фитнес-центры, здоровое питание и медицинские услуги, будут расти в ближайшее время, так как тенденция перехода от так называемого Noname к брендам очевидна.

Экспорт. Все больше казахстанских франшиз осваивают иностранные рынки. Это модельеры, рестораторы, а также решения в области финансов и логистики.

Социальные франшизы получают свою нишу на рынке. К социальным франшизам относятся как франшизы, ориентированные на социально уязвимые слои, так и недорогие франшизы, позволяющие решать проблемы занятости сектора.

Интернет и социальные сети. Количество казахстанских пользователей приблизилось к цифре в 10 млн человек. Проникновение интернета достигло более 50%, более 3 млн пользуются социальными сетями, что уже свидетельствует о наметившемся тренде по потребительскому рынку. Социальные сети будут использоваться в качестве основного инструмента по продвижению бренда, а также по созданию обратной связи с потенциальной аудиторией. Сегодня часть пользователей судит о бренде, исходя из представленности в сети. Наиболее широко из казахстанского сектора в социальных сетях представлены такие франшизы, как «Burger King Казахстан», Forbes Kazakhstan и Red Dragon. Несомненно, борьба за аудиторию заставит многих франчайзеров перейти в сеть.

Польза развитого франчайзингового сектора сегодня не требует каких-то доказательств, об этом свидетельствует опыт развитых стран, где франчайзинг стал индикатором успешной экономики. Но следует заметить, что франчайзинг не является решением всех проблем предпринимателя и не каждый проект априори может быть успешным и выгодным.

Несомненно, иностранные франшизы, имеющие многолетний опыт и историю развития, являются выгодными для предпринимателя. Но каждый случай индивидуален, и работа с лицензиаром с высокими франчайзинговыми платежами не всегда является прибыльной, а в некоторых случаях выгоднее открывать собственную сеть.

В целом для экономики выгодным является не импорт товаров, а трансфер технологий для производства, и в этом отношении наиболее полезным можно считать так называемый инновационный франчайзинг, где франчайзи импортирует технологию, а не сам товар.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить