Обоснован ли предстоящий рост тарифов сотовой связи?

9142

В АЗРК прокомментировали информацию о повышении цен на тарифы

Фото: Аlex Ugolkov/pexels.com

Информацию о повышении тарифов прокомментировал Болат Самбетов, заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК. Так, по словам Самбетова, рынок услуг сотовой связи сейчас характеризуется высокой концентрацией и преобладающей долей участия государства, где присутствует всего три сотовых оператора, из них два дочерние операторы АО «Казахтелеком» - АО «Kcell» (kcell/aktiv) и ТОО «Мобайл Телеком – Сервис» (Tele2/Altel) с общей долей рынка 62%, и третий участник это частный оператор ТОО «Кар-Тел» (Beeline) с долей 38%.

В совокупности указанные мобильные операторы занимают 100% рынка.

Как сказал Самбетов, монопольную структуру рынка усилили итоги проведенных в конце 2022 года аукционов по распределению радиочастот в сети 5G, по итогам которых группа «Казахтелеком» признана победителем, обеспечив себе 100% монополию в оказании услуг в сети 5G.

Как правило, тарифы на услуги связи устанавливаются в соответствии со статьей 20 Закона РК «О связи» операторами связи самостоятельно на основе обоснованных затрат, объяснил Болат Самбетов. Тем самым, законодатель обеспечил формирование тарифов только на основе обоснованных затрат.

Но что касается сообщений операторов об увеличении тарифов? Как уверяет Самбетов, в настоящее время АЗРК, в рамках своей компетенции, проводит соответствующую работу: направляет запросы, проводит мониторинг цен.  Но при этом, как подчеркнул представитель АЗРК, агентство может установить обоснованность повышения цен, только в ходе расследования при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства по установлению монопольно высокой цены.

«Кроме того, хочу заметить, что предусмотренные законодательством процессы реализации мер реагирования антимонопольного органа зачастую затягиваются по причине разбирательств в судах. К примеру, квазигосударственным АО «Казахтелеком» в настоящее время судах оспаривается запрос Агентства (в рамках рассмотрения обращения граждан) касательно обоснования причин роста его тарифов на услуги связи, которые включают также сотовую связь (решением суда первой инстанции от 23.06.2023 года запрос признан законным, не вступил в силу). АО «Кселл» обжалован запрос Департамента АЗРК по городу Алматы в рамках проведения мониторинга цен, предусмотренного законодательством. В связи с этим мониторинг приостановлен», - рассказал Самбетов.

Кроме того, в АЗРК отмечают, что операторы не обязаны уведомлять агентство, законодатель обязывает лишь предупредить за месяц непосредственно потребителей услуг.

«Обоснованность повышения цен может установить только в ходе расследования при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства по установлению монопольно высокой цены. В настоящее время проводится работа по установлению признаков нарушений антимонопольного законодательства», - еще раз подчеркнул Болат Самбетов.

В АЗРК также напомнили, что в случае отсутствия фактов обоснованного повышения тарифов, законодательством предусмотрена административная ответственность.

«Согласно статье 159 КоАП  злоупотребления субъектами рынка своим доминирующим или монопольным положением путем установления, поддержания монопольно высоких цен  влекут штраф на субъектов крупного предпринимательства – в размере пяти процентов от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, с конфискацией монопольного дохода, полученного в результате осуществления монополистической деятельности, не более чем за один год», - прокомментировал Самбетов.

Представитель агентства также сообщил, что в текущем году произошел рост цен сотовых операторов от 8 до 50% в зависимости от тарифных планов. За период 2021-2022 гг. рост тарифов составил в среднем от 13 до 37%.

 Так, к примеру, в апреле 2023-го Beeline повысил стоимость тарифного плана «Яркий» с 1790 до 2490 тенге (рост 39%); Kcell и Tele2 заявили о повышении цен с августа 2023-го на различные тарифные планы, в том числе на «Реальный безлимит» (Kcell) с 3390 до 4390 тенге (рост 29%), «Просто супер» (Tele2) с 2590 до 3290 тенге (рост 27%).

«На рост тарифов и навязывание невостребованных услуг, в агентство в период с 2022 года по настоящее время поступило свыше 200 жалоб. К рассмотрению жалоб от потребителей услуг связи мы подходим комплексно, разбираемся, анализируем. Но опять же повторюсь, субъекты рынка реализовывая свое право, обжалуют в том числе запросы агентства. Сейчас идут судебные разбирательства», - сказал Самбетов.

Ранее, в рамках изучения обращений граждан АЗРК установило, что операторы связи вносили незначительные изменения в объемы включенных услуг на тарифном плане (увеличение интернет-трафика, минут на различные направления, и т.д.), которые не востребованы абонентами. При этом, одновременно повышалась стоимость тарифного плана.

«По результатам рассмотрения жалоб граждан, по инициативе АЗРК были внесены изменения в Правила оказания услуг связи, в части установления запрета на изменение условий тарифных планов на сотовую связь, за исключением изменения тарифов на основе обоснованных затрат, а также введения запрета на повышение тарифов на услугу доступа к Интернету в связи с изменением объема включенных в тарифный план услуг без согласия абонента, и ряд других норм, направленных на защиту прав потребителей. При этом, сотовые операторы сейчас оспаривают в судах принятые нормы Правил оказания услуг связи», - заявил Болат Самбетов.

Таким образом, при отсутствии реальной конкуренции, которая невозможна без увеличения присутствия частного капитала на рынке, наблюдается снижение состязательности за клиента между операторами. В результате идет увеличение жалоб на рост цен, на качество услуг связи.

Между тем, в 2022 году согласно подписанному главой государства Указу «Об утверждении Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы», предусмотрена демонополизация группы компаний АО «Казахтелеком» путем поэтапной реализации дочерних сотовых операторов, напомнили в АЗРК.

«На сегодня правительством ведется определенная работа по этому направлению. Вместе с тем, работа по демонополизации «Казахтелекома» затягивается на неопределенный срок», - сказал спикер.

Как заверяет Самбетов, в 2023 году агентством принята дорожная карта по развитию конкуренции на рынке телекоммуникаций, в которую включено мероприятие по снижению доли участия государства на рынке. Также разработан проект указа по развитию конкуренции на рынке связи. Согласно действующему законодательству, монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом.

«В этой связи, в целях обеспечения условий по введению справедливого тарифообразования на монополизированном рынке агентством предложено аравительству на временной основе ввести государственное регулирование цен на услуги сотовой связи в качестве общественно значимых рынков до момента полной демонополизации рынка. В соответствии с нормами предпринимательского кодекса государство регулирует цены и тарифы на товары, работы, услуги субъектов предпринимательства на общественно значимых рынках. При этом, госрегулирование цен и госконтроль за соблюдением порядка ценообразования осуществляются в целях защиты интересов потребителей», - сказал Болат Самбетов.

В этой связи, в случае включения услуги сотовой связи в перечень общественно значимых рынков, тарифы будут регулироваться уполномоченным органом в области связи – Министерством  цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, что обеспечит прозрачность в ценообразовании.

В агентстве, одной из причин роста цен (по данным операторов) называют рост затрат на оборудование и инвестиции. А регулирование предоставит возможность МЦРИАП контролировать сопоставимость объема затрат оператора соответствующему росту тарифов, считают в АЗРК

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить