Михаил Питерский - о трендах бизнеса цифрового дизайна

5295

И тенденциях развития диджитал-агентств

Михаил Питерский
Михаил Питерский
ФОТО: личный архив

Михаил Питерский — lead-designer американского стартапа Mirage. В прошлом был арт-директором агентства ONY, Inc.Russia, FurFur; также был старшим дизайнером Meduza и дизайнером в студии Charmer. Среди его работ — отмеченные международными премиями сайты «Трехгорной мануфактуры», «Абсолют-Помощи», Flacon Magazine, KIA. Михаил поделился своим видением тенденций в дизайне.

Михаил, расскажите о проектах, на которыми вам удалось поработать, и о внутренних тенденциях в агентствах.

- Работая диджитал-арт-директором в дизайн-агентстве ONY, я руководил многими проектами, сталкивался с разнообразными задачами, в том числе, создавал бренд-айдентику («Абсолют-Помощь», «Трехгорка»), сайты для маркетплейсов (Gulliver), банков (Innotech), автомобильных концернов (KIA) и других крупных российских и международных компаний. Сейчас я являюсь арт-директором стартапа Mirage.

Я давно в этой профессии и могу сказать, что студии или агентства цифрового дизайна могут иметь очень разные жизненные циклы, зависящие от размеров бизнеса, внутренних ориентиров и целей. Но так или иначе тренды влияют на большинство игроков и способны значительно изменить картину на рынке.

Одним из трендов последних лет стали внешние продуктовые дизайн-юниты. Какие у них возможности?

- Дизайн-юниты могут бесшовно подключаться к бизнесу клиента и становиться полноценной частью команды. Например, работая диджитал-арт-директором ONY, я создавал юниты для сервиса RED — большого цифрового ресурса о страховании автомобилей, недвижимости и путешествий. Как арт-директор я руководил всеми процессами, концепцией и командой и проводил презентации с клиентами. RED пришел к нам с хорошей бизнес-моделью: у них была технология, позволяющая направлять запрос пользователя во все страховые агентства РФ, быстро получать статистику, сравнивать результаты и позволять пользователю выбрать лучший для него вариант. Но как продать эту модель и донести удобство пользования ею — придумали мы. Для этого была создана отдельная рабочая группа, которая не только сделала новую айдентику, но и запустила целый сервис. В итоге мы получили самый большой и удобный агрегатор-сервис всех типов страхования в России.

В чем уникальность вашего подхода и зачем вообще нужны юниты?

- Этот подход отличается от привычных сценариев взаимодействия клиента и дизайн-студии. В большинстве случаев клиент приходит за неким продвижением, толчком к развитию, масштабной и сложной работой, которую невозможно выполнить силами внутренней дизайн-команды. Предпосылки и причины очевидны: у штатных сотрудников всегда есть текущие задачи, рутина, из которой сложно выбраться в поле более креативного и спонтанного творчества. К тому же взгляд на продукт изнутри и взгляд извне всегда имеют большое отличие, а научиться применять разную оптику, находясь в ежедневной рутине, — отдельное мастерство.

Михаил, как запускаются внутренние независимые дизайн-юниты?

- Крупные компании на определенном этапе своего развития могут позволить себе подобные юниты, способные решать креативные, концептуальные задачи, а также заниматься образовательными процессами внутри всей дизайн-экосистемы предприятия. Однако более частый кейс, даже при наличии таких дизайн-юнитов внутри, — это обращение за помощью извне. Таким образом решаются задачи по запуску новых направлений бизнеса или редизайну текущих. Внешняя дизайн-студия плотно брифуется с клиентом, но выполняет все работы внутри. Чаще всего она показывает один или несколько вариантов концепта. После этого студия должна передать все макеты внутренней дизайн-команде клиента. Как правило, она не занимается непосредственно имплементацией нового стиля или айдентики в продукт.

Еще один тренд последних лет - бренд-айдентика. Почему, на ваш взгляд, она важна?

- Бренд-айдентика — создание фирменного стиля бренда. Этот аспект можно отнести к категории essential. Например, я создавал бренд-айдентику с нуля для сайта Visit Nizhny, для компании «Абсолют помощь». Уникальным опытом была работа с «Трехгорной мануфактурой». Команда «Трехгорки» обратилась с запросом на создание удобного сервиса по поиску и аренде помещений на территории мануфактуры и улучшение социального статуса квартала. «Трехгорную мануфактуру» от большинства бизнес-кварталов отличает осознанное отношение к историческому наследию. Мы учли это при работе и создали сайт, который отвечает запросам каждой аудитории — как посетителей, так и резидентов. Проект под моим руководством взял множество специальных наград, среди которых «золото» в Tagline Awards, «бронза» в конкурсе «Золотой сайт» и премии арт-директоров России ADCR, шорт-лист премии Mixx Russia.

Каким образом в индустрии перешли к глубокому стратегическому партнерству с клиентом?

- Многие агентства осознали, что для наиболее качественной работы необходимо с первых этапов глубоко погружаться в запросы клиента. Очень важен этап брифа, потому что он может оказать колоссальное влияние на финальный результат взаимодействия заказчика и студии. От его качества во многом зависят правильность восприятия и степень погружения внешней команды в задачу. А если речь идет о сложном продукте, для погружения в задачи которого, кроме брифа, нужно проводить интервью со всеми стейкхолдерами и исследовать аудиторию, классическая схема взаимодействия клиента и дизайн-студии зачастую перестает работать

Нужно по-новому выстраивать отношения с клиентом, а именно — формировать максимально глубокое стратегическое партнерство, в рамках которого можно глубоко погружаться в продукт клиента, проводить качественные исследования аудитории, учитывая динамику конкретного рынка. Это новый вид внешних дизайн-юнитов, которые становятся частью внутренней команды клиента на длительный срок и могут привнести ту необходимую агентскую экспертизу на качественно новом уровне из-за глубокого погружения.

Считаете ли вы, что в управлении дизайн-проектами важна гибкость?

- Да, безусловно. Порой на старте проекта сложно обеспечить глубокое понимание состава работы. Задачи и цели могут меняться, исходя из результатов исследований. Поэтому студия должна научится работать на основе гибких методологий управления проектами — time and material, почасовой ставки специалистов. Последние несколько лет рынок услуг диджитал-дизайна развивался в этом направлении, а всеобщая цифровизация сервисов — уже не новый тренд, а новая реальность. Поэтому с уверенностью можно сказать: если в 2023 году дизайн-студия обладает таким высоким уровнем экспертности, что может стать на время удаленным дизайн-юнитом, частью команды клиента, то это важный и даже необходимый шаг для развития.

Елена Аронова

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить