Саморазвитие, креативность, стрессоустойчивость — качества успешного менеджера в медицине

13221

Врач — это не только профессия, но и настоящее призвание

Наталья Жлобич
Наталья Жлобич
Фото: архив пресс-службы

Медицина требует от людей, выбравших эту сферу деятельности, преданности, эмпатии и высокой ответственности. Однако в современных реалиях, помимо обширных знаний о болезнях и методах их лечения, представителям отрасли приходится сталкиваться с организационными и управленческими вызовами. Важно понимать, что успешное руководство медучреждением требует не только врачебных навыков, но и широких познаний в области управления и организации здравоохранения. О том, какими качествами должен обладать успешный управляющий клиникой, рассказывает Наталья Жлобич, владелица и генеральный директор четырех медцентров в двух странах.

Наталья, расскажите, с чего начиналась ваша предпринимательская деятельность?

– Мой совместный с мужем медицинский бизнес стартовал с небольшой стоматологической клиники. У нас было только одно кресло, но от нехватки пациентов мы никогда не страдали – им отводилось абсолютно всё время, каждая свободная минута. В этих условиях мы поняли, что нам придется разделить обязанности: муж оставил за собой лечение, а я взяла на себя роль администратора. Сейчас я уверена, что то решение было одним из лучших, которые мы принимали.

С самого начала мы ставили перед собой цель предоставлять высококачественную медицинскую помощь и стремились делать всё возможное для своих пациентов. Мы совершенствовали наши профессиональные навыки, постоянно обучались новым методикам и технологиям, чтобы быть в курсе последних достижений в медицине. Я как менеджер активно работала над улучшением качества обслуживания и созданием комфортной атмосферы для наших пациентов. Всё это дало свои плоды – сегодня мы владеем несколькими клинками разного профиля, наш бизнес локализован в России и США.

Расскажите о своих медцентрах.

– Один из наших медцентров – «Клиника на Пирогова» – ориентирован на предоставление медицинских услуг и фармацевтическом обеспечении. Клиника предоставляет диагностическую и специализированную помощь, в том числе в сфере нефрологии, урологии, рефлексологии и гидротерапии. За время своей работы центр оказал помощь 300 тысячам пациентов. Мы тесно сотрудничаем с муниципальными учреждениями здравоохранения и участвуем в социально-ориентированных программах. В частности, наша клиника стала участницей пилотного проекта по оказанию медицинских услуг россиянам старшего возраста, в том числе проживающим в удаленных районах сельской местности.

Еще одна клиника – «Центр медицины» в городе Алексине. На ее счету более 220 тысяч пациентов. Здесь также оказываются услуги в области нефрологии и урологии, недавно по ряду направлений заработал стационар, где пациенты могут круглосуточно находиться под контролем профессиональных медиков. Нужно отметить, что Алексин — моногород, к тому же расположенный вдали от райцентра. Подобрать здесь квалифицированный персонал оказалось очень сложно. Однако мы сумели решить эту проблему, обучив молодых специалистов за свой счет.

Ваша третья компания «Вильдар» отличается от остальных, Расскажите о ее специфике.

– Да. «Вильдар» тоже лечит. Только не людей, а братьев наших меньших. Это ветеринарная клиника. Единственное в районе учреждение, где домашних животных принимают в режиме 24/7. За время своей работы центр уже помог 90 тысячам питомцев.

Конечно, и здесь не обходится без сложностей, основной проблемой центра является недостаток квалифицированных специалистов на рынке труда. В связи с этим мы проводим профессиональную подготовку, направляя своих врачей на практику в передовые ветеринарные клиники в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Сложно ли управлять сразу несколькими предприятиями?

– Координирование работы трех компаний, имеющих разные профили деятельности, конечно, вызывает определенные трудности. Однако поскольку эти предприятия были открыты поэтапно на протяжении нескольких лет, я имела возможность постепенно адаптироваться и приспособиться к нагрузке и решению возникающих вопросов.

Что касается разный профилей, на самом деле основные принципы и методы бизнеса в конечном счете являются общими для медицины и ветеринарии. Главной проблемой, с которой мы сталкиваемся в обеих отраслях (и, я думаю, это распространенная проблема), является подбор квалифицированных специалистов. Врачи должны регулярно обучаться и применять новейшие научные достижения в своей работе. Найти подходящих кандидатов для таких позиций очень сложно. Поэтому мы разработали систему обучения для наших сотрудников, включая теоретическую часть (лекции и семинары) и практическую часть (стажировки и практики в передовых учреждениях в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге). Такой подход помогает нам поддерживать высокий уровень подготовки нашего персонала.

Да, изначально у нас был недостаток опыта. Но постоянное повышение квалификации и сильный менеджмент в соответствующих областях помогли нам справиться с вызовами.

Ваша четвертая компания – ZeroA LLC – зарегистрирована в США. Как вам удается осуществлять управление в условиях геополитического кризиса и жестких санкций?

– На сегодняшний день компания стабильна. Тем не менее с учетом внешних реалий мы проводим изменения в отношении поставщиков, логистических цепочек и контрактов. Думаю, о конечных результатах этих изменений будет возможно говорить только в конце текущего года, но пока мы не видим угроз для ее дальнейшей деятельности.

Вы много внимания уделяете повышению квалификации своих специалистов. Профессиональное обучение настолько важно в медицинской сфере?

– Да. Скажу больше – оно должно быть непрерывным. Вдумайтесь, еще во время пандемии на Всемирном экономическом форуме было объявлено о «чрезвычайной предквалификационной ситуации», связанной с трансформацией большого количества профессий под воздействием технологий. По прогнозам, к 2025 году 50% всех специалистов будут нуждаться в переобучении. Поэтому не стоит ждать того момента, когда имеющиеся компетенции начнут отставать от запросов рынка, что неминуемо приведет к снижению качества услуг. Именно поэтому я получила диплом MBA по управлению организациями здравоохранения, постоянно прохожу бизнес-тренинги, участвую в научно-практической деятельности и требую того же от своего персонала. Чтобы адаптироваться к потребностям рынка в будущем, нужно уже сейчас быть на шаг впереди остальных.

 С какими еще вызовами сталкиваются управленцы в медицинской сфере?

– Самая большая сложность в нашем бизнесе – необходимость обрабатывать большой объем информации. Зачастую это приводит к переутомлению, перегрузке, стрессу и даже профессиональному выгоранию. В этих условиях от менеджера требуется умение быстро переключать внимание с одного блока вопросов на другой. Только освоив этот навык, управленец может стать продуктивным и результативным.

Важно быть креативным. Может показаться, что данное качество необходимо только для людей творческих профессий. Это не так. Конкуренция в медицинском бизнесе велика, к тому же на законодательном уровне установлены жесткие рамки предоставления услуг пациенту. Выгодно выделяться на рынке сложно, поэтому приходится придумывать новые предложения, подходы и формат работы.

Ну и, конечно, хороший управленец должен быть стрессоустойчивым, способным сохранять ясность мысли в условиях экономической нестабильности и кризиса. Управлять клиникой — стрессовая работа, она держит в постоянном напряжении, на повышенных скоростях, в условиях цейтнота и многозадачности. Если менеджер не держит стресс – успеха в медицинской сфере он не добьется. Впрочем, как и в какой-либо иной сфере. Наши управленцы в полной мере обладают этим качеством, именно поэтому в условиях нестабильной экономики, показатели которой падают год от года, наши клиники успешно развиваются, а бизнес расширяется. Мы прошли пандемию, преодолели сложности, вызванные санкциями, а наши услуги остаются востребованными на фоне критической социально-политической обстановки и тотального падения доходов населения. Успех любого начинания во многом определяет личность, поэтому постоянная работа над собой, совершенствование как профессиональных, так и личностных качеств вышли на первый план среди составляющих успешного руководителя проектов в медицинской сфере.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить