Креветка из Байсерке: почему в Казахстане всё выгоднее выращивать морепродукты

48274

Ежемесячно под Алматы производят 2 тонны креветок

ФОТО: © Андрей Лунин

Креветки – один из самых популярных морских деликатесов в мире. Ежегодно человечество потребляет миллионы тонн креветок. Только одни американцы, по данным Национального института рыболовства США, поглощают более 453 тыс. тонн морского продукта в год. Согласно прогнозам продовольственной компании CP Foods, производство креветок в 2022 году должно было превысить 5 млн тонн. Эксперты прогнозируют дальнейший рост объемов рынка, учитывая, что еще в 2021 году производилось 4,5 млн тонн. В глобальном масштабе азиатские страны производят больше всего креветок – примерно 65% мировых поставок. Далее следуют страны Америки, откуда поставляется около 30% общего объема.

В Казахстане нишу решили занять три алматинских предпринимателя – Антон Руппо, Данил Цаплин и Дмитрий Грохотов. В 2015 году они начали строительство первой крупной в стране креветочной фермы под Алматы. Однако ввиду возникавших трудностей завершить строительство и наладить производство удалось только в 2020–2021 годах, а получить первую партию королевских креветок – в середине прошлого года. Сегодня ежемесячно компания Krevetka.kz производит по меньшей мере 2 тонны продукции, а мощность аквафермы составляет 45 тонн в год. Предприниматели не намерены останавливаться на текущих объемах. Сверхвысокий спрос на свежий продукт мотивирует расширяться и строить новую креветочную ферму – еще больших масштабов.

Служба и бизнес

Антон Руппо и Данил Цаплин знакомы практически со школьной скамьи. С 14 лет вместе учились в Суворовском военном училище, несколько лет прослужили в Вооруженных силах Казахстана. Однако уже на службе поняли, что больше пользы родине смогут принести не в качестве офицеров, а поднимая народное хозяйство.

«После службы в армии, когда мы начали делать первые шаги в предпринимательстве, познакомились с Дмитрием Грохотовым», – рассказывает Антон. По его словам, в основном они занимались торговлей, как это было принято называть, «купи-продай». За прошедшие с тех пор 25 лет друзья-партнеры попробовали себя в разных сферах – от реализации строительных материалов до дистрибуции трансформаторов. Однако всегда хотели отойти от простой торговли и создать настоящее собственное дело, производство.

Условное начало сегодняшнему бизнесу было положено в 2014 году, когда друзья приобрели гектар земли в поселке Байсерке, что в 20 километрах от Алматы. Правда, вначале речь вовсе не шла об экзотических креветках – предприниматели хотели попробовать себя в выращивании зелени и даже отправились в Нидерланды, чтобы в деталях узнать о методе проточной гидропоники. В день очередной экскурсии по нидерландским предприятиям местные коллеги предложили гостям заехать на креветочную акваферму. «Я подумал: ерунда, как здесь, в холодной Голландии, могут выращивать тепловодных креветок? Оказалось, еще как могут», – смеется Антон. В тот день друзья поняли: вот оно, их дело.

Антон Руппо
Антон Руппо
ФОТО: © Ернар Жаныбек

Они осознавали, что создавать такое производство в Казахстане будет сложно и затратно и не факт, что проект быстро окупится. Однако все-таки решились на риск. «Когда ты работаешь в торговле, то вроде бы что-то делаешь, зарабатываешь, но это не слишком воодушевляет», – говорит Антон. В 2015-м началось строительство аквафермы, а уже во второй половине того года тенге начал девальвироваться, и проект пришлось заморозить на год. «Мы вели строительство за счет денег от других наших бизнесов. Заработали – окультурили участок, еще заработали – возвели забор. В 2016 году выкопали котлован, еще через год хватило денег залить бетонные бассейны», – поясняет собеседник. Все получалось складно до тех пор, пока в 2020 году не ударила пандемия коронавируса. Из-за разрыва цепочек поставок предприниматели не смогли завезти первое поголовье мальков для того, чтобы запустить завод. Дождались их в итоге только в начале 2022 года, и в мае была получена первая партия.

ФОТО: © Ернар Жаныбек

Всего, по словам Антона, они потратили на строительство и запуск производства порядка $2,5 млн. «Это тот самый случай, когда дружба проявилась в сложные времена. Особенно когда уже опускались руки и ты видел, как твои цели отдаляются. Но, стиснув зубы, мы вместе двигались вперед. Конечно, не обошлось без нашей армейской закалки», – улыбается предприниматель.

Деликатный процесс

В Байсерке, куда мы приехали, за небольшим двухметровым забором виднеется высокое здание с круглым логотипом Krevetka.kz. Только заступаем за порог креветочной фермы и тут же резко чувствуем, как меняется климат. Из минусовой алматинской зимы мы попадаем в жаркие морские тропики. Температура на ферме достигает 30 градусов, в нос бьет солоноватый привкус моря, на теле тут же проступает испарина. Для полноты картины не хватает лишь знойного солнца, но, увы, свет внутри фермы в принципе отсутствует: королевским креветкам нужны особые условия для роста.

ФОТО: © Ернар Жаныбек

Ферма состоит из нескольких уровней: на нижнем располагается мальковая зона, с чередой больших резервуаров с водой. Вода, кстати, не простая – ее состав полностью идентичен составу моря в Таиланде, откуда завозятся мальки. Как объясняет Антон, вода важна на каждом этапе роста креветок, но особенно – в самом начале. Чтобы адаптировать под мальков воду и создавать «таиландские условия», компания пробурила собственную скважину и установила современное фильтрационное оборудование. Перед отправкой мальков из Таиланда поставщики высылают всю информацию о требуемом состоянии воды, после чего местные технологи начинают менять ее состав, добавляя определенный объем солей, минералов и других микроэлементов. Весь этот сложный процесс нацелен на то, чтобы мальки успешно адаптировались после переезда: ведь от любых незначительных изменений партия может погибнуть. Биотехнолог Алексей Руппо, племянник Антона, проводивший нам экскурсию по акваферме, рассказывает, что в мире не так много ферм, которые занимаются разведением малька королевской креветки: «Их всего четыре на всей планете. Тайский вариант оптимален для нас как с точки зрения качества, так и с точки зрения логистики».

ФОТО: © Ернар Жаныбек

После того как провели 10 дней в мальковой зоне, креветки-малыши готовы к перемещению в своеобразные беби-боксы, небольшие бассейны, которых на ферме восемь. Здесь мальки прорастают и далее направляются в большие бассейны – их 16 штук по всей площади фермы. В среднем, говорит Алексей, требуется по меньшей мере четыре месяца, чтобы из малька получилась готовая продукция в виде королевской креветки. Последние в соответствии со своим названием тоже привередливы: живут и растут при определенной температуре воды, от этого зависит качество финального продукта. Каждый бассейн оснащен специальными биофильтрами, которые защищают живность от различных заболеваний, а также очищают воду. Специальные кормушки автоматически подают в бассейны питание. Автоматизированы и процессы регулирования температуры и микроклимата внутри аквафермы. В общем, все нацелено на то, чтобы креветки без стрессов и непредвиденных изменений условий доросли до нужного размера – от 10 до 20 см. «Все оборудование здесь европейское: что-то из Нидерландов, что-то из Германии. Разобраться в этом всем нам помогал специалист из Индии – у нас таких кад­ров в стране нет, поэтому всему приходилось учиться впервые», – увлеченно рассказывает Алексей.

ФОТО: © Андрей Лунин

За всеми процессами следят не только местные специалисты, но и зарубежные. Один из них признается, что работать в Казахстане в сфере производства креветок – просто удовольствие. «В Европе себестоимость производства килограмма креветки – 40 евро. Здесь же – от 5 до 10 евро. Вода, электричество – все это у вас значительно дешевле, и мы видим большую перспективу в производстве морских деликатесов», – не отвлекаясь от работы, рассуждает он.

Готовая продукция, по словам Алексея, практически сразу уходит клиентам: покупают во всех уголках Казахстана, как предприниматели – в свои кафе и рестораны, так и обычные ценители. Кроме того, все больше запросов поступает из России. Хранятся креветки в морозильных камерах, однако разительно отличаются от замороженного импортного продукта. «Посмотрите на импортные креветки. Они уже имеют красноватый оттенок, а значит, подвергались термальной обработке. Наш же продукт – самый свежий на рынке», – гордо говорит Антон. Один килограмм королевских креветок местного производства стоит от 9 до 13 тыс. тенге.

Казахстан – мировой экспортер креветок?

Следующий этап развития креветочной аквафермы – строительство второй очереди. «Сейчас мы находимся на этапе проектирования и переговоров с инвесторами. Благо, когда есть что показать, тут же проявляют интерес», – говорит Антон. Новая акваферма будет иметь мощность 100 тонн в год. К слову, в России, например, крупнейшее производство креветок бренда «Русская креветка» работало при мощности 20–30 тонн в год с планируемым ростом до 150 тонн. Однако предприятие закрылось в результате пандемии и введения санкций. «Мы сегодня являемся бенчмарком не только внутри страны, но и за ее пределами, для той же России. Несмотря на то что там больше населения, кадров и площадей, оказалось, у них нет такого же положительного опыта по производству креветок», – вновь не без гордости отмечает собеседник.

ФОТО: © Ернар Жаныбек

Krevetka.kz с учетом планируемого запуска новой очереди будет производить до 150 тонн королевской креветки в год. Уже в мае-июне этого года стартует закладка фундамента второй очереди, строительство нового модуля закончится в конце 2024-го – начале 2025 года.

Антон поясняет, что успех их аквафермы обусловлен тем, что спрос значительно превышает предложение: «По нашим оценкам, даже когда у нас будет 150 тонн продукции, мы займем не больше 30% рынка. Это очень перспективная ниша. Кроме того, мы предлагаем интересный срок окупаемости проекта – четыре года. Это привлекательно для инвесторов. На западных рынках могут лишь мечтать о такой окупаемости, они ожидают возврата инвестиций 10 лет и больше».

Кроме того, делится информацией предприниматель, Krevetka.kz ведет переговоры с предпринимателями из России и Объединенных Арабских Эмиратов. Это планы далеко идущие, стратегические – экспансия на международный рынок под казахстанским брендом. «Не обязательно экспортировать из Казахстана. Можно реализовывать такие же аквафермы в других странах», – добавляет он.

Касаясь культуры потребления креветок в стране, Антон отмечает, что все же продукт этот у нас пока не так популярен, как, например, в Америке. «Конечно, казахстанцы больше едят мясо. Тем не менее в последнее время мы замечаем, как люди все больше покупают морские деликатесы. Мы будем способствовать тому, чтобы этот продукт стал более доступным», – обещает он. Пока компания не может предложить сверхкомфортную для местного потребителя стоимость. «Мы, по сути, только запустились и еще не вышли до конца на производительную мощность. Нам нужно окупаться. Как только мы поработаем над издержками и расширением производства, обязательно будем снижать ценовой диапазон. В итоге мы станем компанией, которая будет замещать импортный товар на нашем рынке», – резюмирует предприниматель.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить