Какое будущее у маркетплейсов и e-commerce в Казахстане

16028

Автор уверен, что онлайн-каналы будут забирать наиболее платежеспособную целевую аудиторию

ФОТО: PhotoMIX Company/ pexels.com

Не секрет, что с каждым годом проникновение и частота использования цифровых сервисов в Казахстане стремительно увеличивается. Это происходит отчасти потому, что благодаря развитию мобильного интернета и увеличению его скоростей с условных 1 мбит/сек до стабильных 20мбит/сек, отчасти потому что цифровые сервисы приобрели большую популярность после ограничений связанных с Covid-19 в 2020 году (рост трафика на одного пользователя в Казахстане на 28% Yoy, по данным Beeline KZ).

Наличие маркетплейсов является одним из индикаторов развития цифровой экономики и определенной зрелости рынка. Это важно, когда есть что предложить конечному потребителю и предоставить выбор как в части ассортимента, так и в части магазинов.

Как правило, старт и развитие маркетплейса требуют венчурного капитала, так как окупаемость в первые годы работы относительно низкая, а необходимость привлечь человеческий капитал и новых клиентов – высокая.

E-commerce же, в контексте монобрендовых или ритейл сетей (например Magnum, Mechta и др.) – это не только продажа товаров по интернету, но и сопутствующее развитие логистики и возможностей по доставке товаров самым разнообразным покупателям в онлайн-каналах.

Тренды развития маркетплейсов в 2023 году

Работа над увеличением товарного ассортимента и покрытия доставки.

Один из способов отстройки и дистанцирования от конкурентов – это развитие сервиса экстенсивным методом. Широкий ассортимент в случае маркетплейса является отличным преимуществом и способом снижения расходов на привлечение клиентов. Важна скорость и удобство доставки этого ассортимента, поэтому маркетплейсы чаще всего привлекают венчурные инвестиции и увеличивают вложения в развитие логистики. И чем быстрее клиент получает товар – тем потенциально выше оборачиваемость средств для маркетплейса и продавца, а для клиента скорость получения заказанного товара.

Большой трафик и количество заказов стимулируют развивать собственные платежные решения

На рынке есть успешный пример в виде Kaspi.kz – банка, предлагающего товары и маркетплейс для продавцов, у которого есть платежные решения. Но возможна и обратная тенденция – маркетплейс, который будет развивать банковские услуги (например, Wildberries или Ozon). Или, как возможный вариант, Kaspi.kz может предлагать услуги эквайринга для других маркетплейсов.

Влияние на ценообразование и сферу услуг

Именно уберизация способствовала росту популярности услуг на такси, и, возможно, подобный процесс будет происходить на рынке маркетплейсов.

Один из последних трендов на Западе и в России – это уберизация рынка услуг (например, поиск мастеров для выполнения определенных видов работ).

Как правило, когда в сфере услуг появляется такой маркетплейс, ценообразование становится более прозрачным для заказчика, а для исполнителя упрощается поиск новых клиентов. Данное явление в конечном итоге положительно сказывается для каждой из сторон. Аналогичный эффект наблюдается и в товарных маркетплейсах, когда ценовая конкуренция позволяет нарастить количество заказов за счет эффекта объема и более частотных продаж.

Тренды в E-commerce. Монобрендовые магазины и сетевой ритейл

Использование готовой инфраструктуры доставки и пунктов выдачи

E-commerce имеет те же задачи по увеличению прибыльности что и маркетплейсы, в связи с чем активно инвестирует в логистику.

Только в случае с маркетплейсами, у которых логистика уже отстроена и развивается за счет инвестиций, магазинам выгоднее использовать уже действующие точки офлайн розницы либо сервисы внешних доставок (например Яндекс.Доставка).

Полноценное построение собственных служб доставок может занимать годы, в то время как готовые решения могут приносить прибыль здесь и сейчас.

Увеличение частотности заказов и стимулирование перехода транзакций из офлайна в онлайн

Сейчас сложно представить успешный ритейл магазин без своего онлайн-канала продаж, а в 2023 году этот тренд только усилится.

Заказывать онлайн – быстро и удобно, часто без ожидания и каких-либо очередей. Платежеспособная аудитория ценит это, так как у нее каждая минута на счету.

При этом, по моим прогнозам, оффлайн формат никуда не уйдет, но онлайн-каналы будут забирать наиболее платежеспособную целевую аудиторию (25-35 лет).

Использование маркетплейсов как один из каналов привлечения клиентов

Несмотря на очевидную, на первый взгляд, конкуренцию между маркетплейсом и магазинами e-commerce за конечного потребителя, мы будем все чаще видеть примеры кооперации между магазинами и маркетплейсами.

Некоторые ритейл сети имеют СТМ (собственные торговые марки) и единый ассортимент, собранный в рамках одного магазина, а маркетплейсы – отлаженную логистику и удобные сайты/приложения.
Другими словами, магазины выступают в качестве продавца, а маркетплейс забирает на себя роль внешней витрины. Неочевидный, но интересный тренд в 2023 году.

Пока по данной модели работает только Magnum в приложении Kaspi.kz, но в будущем таких предложений будет больше.

Какие из этого следуют выводы в 2023 году для рынка E-commerce?

Первое. Грань между Маркетплейсом и e-commerce будет становиться всё меньше. Часто маркетплейсы перетягивают на себя аудиторию e-commerce магазинов, но при этом и обеспечивают дополнительный рост заказов.

Тем не менее, маркетплейс и магазин выполняют одну роль для конечного клиента, а значит, выигрывает от этого конечный покупатель.

Второе. Конкуренция за потребителя усиливается, на рынке есть за что и за кого побороться. Поэтому, по моим подсчетам, в ближайшей перспективе именно программы лояльности, кэшбэки, и быстрая доставка – это стандарт, который будет применяться на рынке Казахстане в сфере онлайн продаж.

Юрий Цой, Head of Performance marketing

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить