На правах рекламы

Бизнес в эпоху ESG

13698

Принципы устойчивого развития и ESG активно внедряются в казахстанских компаниях

В 2022 году для обмена опытом и наработками создан «Национальный ESG-клуб». Что такое устойчивое развитие сегодня и как следование ESG-принципам позволяет компаниям развиваться на благо общества и потребителей?

Фото: PepsiCo

Сегодня бизнес оценивается не только набором финансовых показателей. Всё большую роль играет репутация, основанная на социальной ответственности, экологичности и уровне корпоративного управления. Совокупность этих показателей называется ESG (Environmental, Social and Governance). Она показывает, насколько бизнес устойчив и долгосрочен, как он влияет на окружающую среду и общество. Следование ESG-принципам повышает лояльность общества к бренду и создает доверительные долговременные отношения с клиентами.

При этом при оценке компаний финансовые показатели компании не отходят на второй план, а за счет ESG-показателей дополняются «взглядом под другим углом». Государство, бизнес-сообщество и потребители при этом получают более полную, объемную «картину» компании.

Доля розничных и институциональных инвесторов, анализирующих ESG при формировании портфелей, постоянно растет. Некоторые инвесторы отказываются работать с компаниями, не публикующими ESG-отчетность. Растет интерес к ESG-инвестициям и фондам, занимающимся ответственным инвестированием. По данным агентства Morningstar, приток средств в такие фонды в IV квартале 2020 года достиг рекордных $152,3 млрд.

Для инвесторов внимание к ESG – это не декларативная позиция о соблюдении этических норм, а прикладной инструмент минимизации рисков. Анализируя ESG-факторы, инвесторы могут «отсекать» компании, чья деятельность содержит экологические, социальные или управленческие риски. Стоит вспомнить разлив нефти на скважине BP в 2010 году и скандал с выбросами Volkswagen. Акции этих компаний в результате катастроф обвалились.

Фото: PepsiCo

Формируемые на основании ESG рейтинги отслеживают изменения в компаниях и позволяют принимать взвешенные инвестиционные решения. Например, модные дома Gucci, Michael Kors, Jimmy Choo и Armani получили высокий рейтинг ESG за отказ от использования натурального меха и переход на синтетические материалы. А производитель обуви Nike — за снижение использования натуральной кожи и переход на переработанную кожу Fly Leather.

Один из лидеров мировой пищевой промышленности – компания PepsiCo – уже три года подряд признается лучшей с точки зрения ESG-отчетности в соответствии с Corporate Secretary’s Corporate Governance Awards.

Недавно PepsiCo представила ESG-отчет за 2022 год, в котором сообщила о достижении целей стратегии сквозной трансформации PepsiCo Positive (pep+). Изменения в соответствии с pep+ затрагивают все аспекты бизнеса PepsiCo: выращивание и закупку сельскохозяйственных культур, производство и доставку, предоставление выбора более полезных и экологически устойчивых продуктов для потребителей.

В 2022 году позитивные изменения PepsiCo затронули продуктовый портфель, подход к сельскому хозяйству, направление социальной поддержки, эффективное использование водных ресурсов планеты.

Забота о земле

Внимание к агросектору Казахстана и развитию сельского хозяйства с использованием ESG-принципов проявляют европейские и западные компании. На Международном форуме «Астана» в июне 2023 года состоялась панельная дискуссия на тему устойчивого развития в Центральной Азии. Одним из участников дискуссии стал исполнительный директор Rungis Market Бенуа Жюстер. Сегодня это крупнейший по величине оптовый продовольственный рынок в мире, который расположен в Париже. Глава компании призвал развивать казахстанское сельское хозяйство и отметил, что 75% земель страны можно обрабатывать, но используется только 30%. По мнению спикера, это требует развития инфраструктуры и снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Фото: PepsiCo

Опыт PepsiCo показывает, что ответственный подход к земледелию дает ощутимые результаты. За прошедший год компания удвоила площадь сельскохозяйственных земель для распространения практик восстановительного земледелия. Площадь таких земель составила 360 тыс. га. Восстановительное земледелие подразумевает, что при выращивании сельскохозяйственных культур применяются практики, не наносящие вреда окружающей среде, почве, водным ресурсам, фермерским хозяйствам. Они позволяют сохранять плодородие почв, водоемы, сокращать выбросы парниковых газов, заботиться о здоровье животных. Распространенными мерами являются использование зеленых удобрений, методов точного земледелия с внедрением цифровых решений, применение умных систем полива, ответственное отношение к сельскохозяйственным животным.

Водные ресурсы

Бережливое отношение к водным ресурсам становится особенно важным с учетом глобального потепления. В ряде регионов мира, в том числе в Казахстане и Центральной Азии, ответственное потребление воды критически важно в силу ограниченности водных ресурсов.

PepsiCo в 2022 году за счет внедрения новых подходов и технологий повысила эффективность использования воды в засушливых районах на 22% по сравнению с 2015 годом. К 2025 году этот показатель составит 25%.

Фото: PepsiCo

Компания традиционно выходит «за контур» своих предприятий – в 2022 году PepsiCo предоставила доступ к чистой питьевой воде еще для 12 млн человек. С 2006 года благодаря компании 80 млн человек получили доступ к воде, безопасной для здоровья. Принцип сохранения водных ресурсов применим для всех предприятий компании. Например, на заводе «Бишкексут» в Кыргызстане с 2016 года потребление воды сократилось в два раза.

Чистый воздух

Одни из приоритетов стратегии PepsiCo Positive (pep+) – снижение выбросов парниковых газов и использования первичного пластика в упаковке. В этих направлениях PepsiCo также добилась прогресса.

Сквозной подход позволил внедрить ESG-подходы не только на предприятиях компании, но и перестроить процессы в партнерских организациях. Так, PepsiCo помогла снизить выбросы углекислого газа в фермерских хозяйствах партнеров на 330 тыс. тонн, что эквивалентно суммарному выхлопу 73 тыс. автомобилей в год.

Польза для потребителей

Наряду с вниманием к экологии, мировые компании уделяют внимание производству более полезных для потребителей продуктов. Для PepsiCo это краеугольный камень трансформации. Уже второй год подряд в 75% продукции содержание насыщенных жиров не превышает 1,1 грамма на 100 калорий. Эту цель компания достигла еще в 2021 году, на четыре года раньше запланированного срока. Увеличивается доля менее калорийных напитков и продукции, содержащей меньше соли в пересчете на калории.

Фото: PepsiCo

Комплексный подход к трансформации на основе принципов устойчивого развития показал свою эффективность. ESG-подходы позволяют сделать продукты более полезными для потребителей без ущерба для экологии, а социальные программы решают насущные проблемы и улучшают жизнь миллионов людей по всему миру. ESG-повестка пришла в нашу жизнь всерьез и надолго, а значит, положительный эффект от внедрения принципов устойчивого развития не заставит себя ждать.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить