Нацбанк: Льготные автокредиты не помогли обновить автопарк в РК
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/29ed9882-b8d8-40c1-b9dc-03777ff5632c.webp)
С 2015 года объем промышленного производства легковых автомобилей в Казахстане увеличился в 14 раз в стоимостном выражении и в 8,5 раза в физическом объеме. Об этом говорится в экономическом обозрении НБК. Большая часть покупок новых машин за счет льготных кредитов пришлись на 2015-2016 годы.
«В 2015 году 36% от произведенных в том же году автомашин было продано в рамках льготного кредитования, в 2016 году – 79%. Однако в последующие годы доля реализованных в рамках льготного кредитования автомобилей от общего количества произведенных легковых автомобилей существенно сократилась и не превышала 15%», - говорится в обзоре.
![На четыре года сняты требования по установке кнопки SOS на транспорт в странах ЕАЭС](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-08/9d708915-1737-4efb-a418-8aae0c98341d.webp)
На четыре года сняты требования по установке кнопки SOS на транспорт в странах ЕАЭС
Это благоприятно отразится на развитии автомобильной отрасли Казахстана, сч... →
По данным аналитиков, по объему производства автомобильной промышленности в натуральном выражении с 2015 года по 2022 год в Казахстане произвели 357 335 единиц легковых автомобилей, из которых 13% проданы в рамках программ льготного кредитования.
«За 7 лет существования программы льготного кредитования всего 1% легковых машин от общего количества зарегистрированных в Казахстане куплены в рамках этой программы. Цифры приведены экспертами по состоянию на 1 июля 2023 года», - делается вывод в обозрении.
При этом эксперты отмечают, что рост объема производства автомобилей простимулировали налоговые льготы и преференции, меры поддержки экспорта продукции, возмещение части затрат на производство продукции.
Также аналитики отметили, что доля крупноузловой сборки в производстве легковых автомашин все еще значительна, а объем импортированных запчастей для промышленной сборки легковых автомобилей (шасси, кузовов и иных принадлежностей кузова) увеличивался в абсолютных значениях. Все это, по мнению экспертов, не позволяет однозначно утверждать, что крупноузловое производство снижается и автопроизводители Казахстана преходят на мелкоузловое производство.
Помимо этого, аналитики акцентируют внимание на том, что льготная программа должна быть адресной, как в других странах.
«Необходимо отметить, что государственная поддержка должна быть адресной и временной, предоставляя возможность преодолеть финансовые сложности, возникающие у отрасли, или предприятий, или граждан на определенной стадии жизненного цикла, стать неким толчком на этапе становления в случае с новыми предприятиями. Господдержка не должна трансформироваться в постоянное окно доступа к дешевому финансированию как для производителей, так и для потребителей», - говорится в опубликованном документе.