Автомобильный рынок Казахстана рекордно вырос в 2023 году

46242

Но вряд ли вырастет в следующем

Фото: © Depositphotos.com/AndrewLozovyi

Автомобильный рынок Казахстана рекордно вырос в 2023 году. Что этому способствовало, почему казахстанцы активно покупают новые автомобили, ждет ли нас «электромобильный бум» и сохранится ли такой взрывной рост рынка в 2024-м? Генеральный директор автомобильной группы Orbis Auto Динара Искакова поделилась своими прогнозами и оценками.

F: Динара, как вы оцениваете объем авторынка Казахстана в 2023 году? Какие тенденции характеризуют уходящий год?

– 2023 год характеризуется максимальным ростом автомобильного рынка в стране за десятилетие. Это на самом деле рекордный год для рынка Казахстана: прирост достиг, по нашим предварительным оценкам, порядка 50–55%. Мы предполагаем, что это предел. Настолько быстро – наполовину в год и даже больше – рынок новых автомобилей в РК расти уже не будет. Он достиг своей, скажем так, номинальной емкости. С чем связан настолько стремительный взрывной рост – тоже большого секрета нет: те потребители, которые раньше покупали только подержанные авто, стали приобретать новые автомобили. Также последние три года был существенный дефицит на рынке новых автомобилей и существовал отложенный спрос.

F: Сколько новых автомобилей будет продано по итогам 2023-го, по вашим оценкам?

– Мы предполагаем, что общие годовые продажи новых автомобилей по итогам года составят порядка 193 тысяч единиц. До этого максимальный показатель был достигнут в 2013 году, когда казахстанцы купили 165 тысяч новых автомобилей.

F: Люди стали больше покупать новых авто, потому что они стали доступнее?

– Потому что расширился выбор. Кроме давно присутствующих в стране, скажем так, именитых марок с консервативной ценовой политикой, в Казахстан пришло много новых для страны автомобильных брендов. Этот процесс начался еще в 2022-м, но наиболее активно тенденция развивается в текущем году. Казахстанские дилерские группы поработали очень плодотворно, подписав много контрактов с самыми разными брендами. И у этих новых для страны брендов мы видим гибкую ценовую политику, да и в целом очень индивидуальный, ориентированный на клиента маркетинг. Появились предложения, каких ранее не было, от которых многим автомобилистам просто трудно отказаться. В частности, по рассрочке платежей, кредитованию, трейд-ин и другим вариантам приобретения нового авто.

F: А был ли дефицит автомобилей в этом году?

– Небольшой дефицит был в начале года, но он рассеялся уже во втором квартале. Это было связано с маршрутами поставок – логистика перевозок авто на пространстве Евразии существенно изменилась в 2022 году. Пока этот процесс не был до конца отлажен, наблюдались некоторые перебои с поставками. В целом же такого значимого дефицита как в 2022-м в этом году не наблюдалось. Напротив, сегодня казахстанские покупатели имеют достаточно большой выбор предложений от автодилеров в каждом отдельном сегменте и классе автомобилей.

Динара Искакова
Динара Искакова
Фото: архив пресс-службы

F: На рынок страны активно заходят китайские автомобильные марки. Сколько их на сегодняшний день в Казахстане? Ожидать ли прихода в РК других игроков из КНР? И хорошо ли от этого китайского разнообразия казахстанцам?

– Чем больше разнообразие, тем лучше для потребителя, таков закон рынка. Широкий выбор – это всегда хорошо, и экспансия китайских марок в данном плане – тоже плюс. Мы видим, что у каждого автомобиля есть свой потребитель. Сегодня на казахстанском рынке насчитывается 13 китайских пассажирских автомобильных брендов. Некоторые из них зашли в РК в 2022 году, другие – в текущем. Я думаю, что тенденция сохранится, китайские бренды будут и далее заходить в РК. Но процесс не будет бесконечным. Вероятно, отдельные марки, которые пока не очень сильны, начнут уходить с рынка страны. Конкуренция сильная, и не все «выживут» здесь. Если бренд сильный, у него отличное качество, привлекательная цена, качественный сервис, хорошая гарантийная политика, то он останется. Если же бренд слабый и цена не соответствует качеству, плохо работает сервис, то продажи будут неизбежно падать. Такие марки будут вымываться с нашего рынка.

Также следует понимать, что емкость казахстанского рынка новых автомобилей ограничена. Есть определенное количество людей, готовых купить новый автомобиль. Количественно продажи в наибольшей степени будут расти в сегменте более дешевых «бюджетных» авто, мы это хорошо видим сейчас. Здесь новые покупатели – это те, кто раньше предпочитал автомобили с пробегом. Налицо тенденция: потребители, которые раньше покупали только подержанные авто, стали всё чаще приобретать новые. Это автомобили стоимостью до 10–11 миллионов тенге.

На эту тенденцию сейчас влияет и кредитная процентная ставка. Поскольку на авто с пробегом ставка у банков гораздо выше, чем на новый автомобиль, многие предпочитают приобретать в кредит новую машину. Так, если на новый автомобиль ставка значительно ниже, то на авто с пробегом банк запрашивает 30% и более. Поэтому зачастую кредит на авто из салона получить проще, процентная ставка меньше, к тому же еще и дилеры предлагают дополнительные льготные ставки. В целом сейчас намного удобнее и выгоднее приобретать в кредит новый автомобиль, чем с пробегом.

F: А какие тенденции отмечаются по более дорогим брендам?

 – Рынок премиальных авто вырос, но не сильно. Он показывает наименьший прирост. Самый низкий прирост продаж отмечается по премиальным авто в ценовом сегменте от 60 млн тенге и выше. Здесь ранее существовал отложенный спрос, обусловленный логистикой, дефицитом полупроводников у ряда производителей и другими моментами. В 2023 году эти проблемы разрешились, и спрос стал удовлетворяться. В целом премиальный сегмент чувствовал себя хорошо, спада не было. Мы продали этих машин столько, сколько и планировали, и в целом мы удовлетворены.

Зато заметно увеличились продажи в сегменте стоимостью до 13–17 млн тенге. Дело в том, что именно в этой ценовой категории на рынок зашли многие китайские бренды. На конец года (по данным за ноябрь и предварительно за декабрь) доля китайских авто в общей структуре продаж составила около 30–32%, тогда как в первые месяцы года их доля была не более 10–15%. То есть на сегодня фактически каждый третий проданный автомобиль – китайского бренда, тогда как в начале года это был каждый восьмой-десятый автомобиль. Доля производителей из КНР растет стремительно. Максимально увеличиваются продажи именно в сегменте от 10 млн до 15 млн тенге – за счет как притока новых китайских брендов, так и разнообразия моделей.

F: С чем это связано, в чем секрет такого успеха «китайцев»?

– У китайских брендов широкий диапазон предложений по классам, сегментам и комплектациям, а их средняя цена значительно варьируется и составляет в среднем от 9 млн до 15 млн тенге. Причем их большая часть стоит менее 15 млн, что заметно подогревает рынок новых авто, держит всех остальных игроков авторынка в тонусе. Другие бренды вынуждены реагировать, потому что на рынке появился широкий выбор более дешевых предложений.

F: Как вы думаете, займут ли китайские марки доминирующие позиции на казахстанском рынке? Или это временная тенденция?

 – Тенденция не временная, она заметна по всему миру. Однако в Казахстане есть много убежденных ценителей японских, корейских, немецких автомобильных брендов. Вряд ли большинство из них пересядет на китайские машины.

F: А как сегодня чувствуют себя японские, корейские и немецкие марки?

– Уверенно. Будущее у них, безусловно, есть, и свои позиции на рынке они отстаивают достойно. Например, Toyota как была «народным» автомобилем, так им и останется. Сегодня это марка, на которую многие равняются. Важно понимать, что эти бренды очень давно находятся на рынке Казахстана. Они проверены временем, имеют давнюю историю и репутацию, которая сформирована во многом за счет многолетнего опыта эксплуатации. Высокая потребительская репутация – неоценимый капитал, который продолжит и далее работать на проверенные временем прославленные марки, заслужившие огромный кредит доверия среди казахстанских автомобилистов.

Сегодня многие известные бренды, которые были представлены в Казахстане на уровне дилерских сетей, открыли в РК собственные фирменные представительства и теперь представлены дистрибьюторскими сетями.

Здесь стоит отметить активную экспансию брендов именно в Казахстан. Речь о многих признанных марках авто, которые долгое время официально продавались в РК, их модели популярны среди казахстанцев. Но раньше официальные представительства этих брендов базировались в РФ. Сегодня же многие производители по ряду известных политических причин не хотят терять рынок Республики Казахстан. Кроме того, им необходимо удовлетворять гарантийные требования клиентов, осуществлять фирменный сервис в РК, да и растущий рынок новых машин нашей страны для них также весьма интересен. В целом Центрально-Азиатский регион для автомобильных компаний важен. Некоторые бренды, открывая представительства в Казахстане, фокусируются не только на Казахстан, но и на Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан.

F: А что, на ваш взгляд, влияет на покупательскую способность казахстанских автомобилистов?

– Покупательская способность остается примерно такой же, как раньше. Но сильно расширилось предложение. Много программ кредитования и рассрочки, много брендов. Как уже отмечалось, продажи поддерживаются и субсидиями от автодилеров, и поддержкой по программам «трейд-ин». Дилеры в 2023-м сильно подогревали спрос своими предложениями. Как следствие, заметно обновляется автомобильный парк.

F: Меняются ли предпочтения казахстанцев в вопросах выбора автомобилей?

– Да, безусловно. Люди хотят более технологичные авто. Люди стали уделять больше внимания высокотехнологичным функциям, всем этим ассистентам водителя, системам камер и сенсоров, дисплеям тачскрин.

Зарождается новая тенденция на электромобили. Еще недавно они практически никаким спросом не пользовались, да и было очень мало предложений от официальных дилеров на рынке. Сегодня же много даже «серых» электромобилей ввозится в страну. На рынке появляются бренды, специализирующиеся на производстве только электромобилей.

F: Что, по вашим прогнозам, ожидает казахстанский автомобильный рынок в 2024 году?

– Думаю, что ситуация будет сильно напоминать то, что происходит на рынке сейчас. Предложений будет много – притом выгодных и хороших. Никаких дефицита и очередей на автомобили не будет. Дилеры продолжат активно субсидировать покупку новых авто в кредит, предлагая более низкие процентные ставки, чем сам банк напрямую. Будут выгодные программы и по трейд-ин, когда вы сдаете свой автомобиль б/у в обмен на новый, получая солидную скидку от дилера.

В количественном выражении продажи новых авто будут, как нам представляется, на уровне текущего года – порядка 185–190 тысяч автомобилей. Почему мы не ожидаем дальнейшего роста? Повторюсь, я считаю, что в этом году казахстанский рынок достиг своей номинальной емкости. Есть шансы, конечно, что он преодолеет и этот порог, но они невысоки. Возможно, при лучшем сочетании всех факторов рост в 2024-м составит максимум 10%, но такого ежегодного роста в 25–30%, как мы видели раньше, и роста в 50%, как увидели в 2023-м, авторынок Казахстана показывать, я думаю, в обозримой перспективе не будет.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Доктор Хегай – о лекарствах, лоббистах и недостатках медицины Казахстана Смотреть на Youtube