Правый популизм на марше

На Казахстан европейские тренды если и повлияют, то положительно. Нельзя исключать, что правые популисты замедлят «зеленый переход», что поддержит спрос на нефть

Марин Ле Пен в 2017 году, в черном пиджаке
Марин Ле Пен
Фото: © Depositphotos.com/ifeelstock

На выборах в Европарламент, прошедших в странах ЕС с 6 по 9 июня 2024 года, победили правоцентристские партии, что было вполне ожидаемо. Более того, не произошло значительного усиления правых популистов, которое прогнозировалось накануне выборов. Их блок – «Идентичность и демократия» – увеличил свое представительство с 49 до 58 депутатов. Правда, по инициативе Виктора Орбана, премьер-министра Венгрии, формируется новая фракция – «Патриоты Европы», которая, вероятно, поглотит «Идентичность и демократию» и станет третьей по численности фракцией в Европарламенте.

Эти выборы продемонстрировали рост влияния правых популистов также во Франции и Германии. «Национальное объединение» Марин Ле Пен и ее соратника Жордана Барделла набрало во Франции 31,4 % голосов избирателей, больше всех остальных партий и объединений. Политический блок Эммануэля Макрона занял только третье место, пропустив вперед еще и левых. «Альтернатива для Германии» заняла второе место с примерно 16 % голосов, обойдя СДПГ Олафа Шольца. В Австрии победу одержала «Партия свободы», набрав 25,5 % голосов.

Нельзя не вспомнить победу еще одного правого популиста, Герта Вилдерса, на выборах в парламент Нидерландов в ноябре 2023 года. У его партии оказалось недостаточно мест, чтобы самостоятельно сформировать правительство, и в сложившейся коалиции ему не удалось выторговать себе кресло премьер-министра. Им стал Дик Схоф, бывший руководитель разведки.

На досрочных выборах уже в Национальное собрание Франции (июнь-июль 2024 года) «Национальное объединение» заняло третье место. У партии сформировалось устойчивое ядро избирателей – примерно 30 %.

Таким образом, есть вполне очевидный тренд на рост популярности правых популистов в Европе. Возникают вопросы: к чему все это приведет и как повлияет на Казахстан?

Европейские правые популисты в первую очередь выступают за ужесточение миграционной политики. По их мнению, если полностью остановить приток мигрантов, это сразу положительно скажется на экономике страны. Что так и не так одновременно. С одной стороны, стареющим европейским нациям необходим приток рабочей силы, иначе экономика перестанет расти вовсе. Плюс рост внутреннего спроса – всегда хороший стимул для экономики. С другой стороны, какая-то часть иммигрантов, явно меньшинство, формирует замкнутые национальные группы, в которых процветает преступность, что отрицательно влияет на экономику. Они в меньшинстве, но они шумны и заметны, по ним судят обо всех иммигрантах.

Другой важный пункт – ослабление функционала евробюрократии. По мнению правых популистов, еврокомиссии принимают решения без учета национальных интересов, а правила ЕС накладывают слишком много ограничений, что мешает развитию национальных экономик.

Миграционную проблему в ближайшие годы решить не удастся, а ЕС никуда не денется. Стоит ожидать, что все больше европейских избирателей будут готовы голосовать за правых популистов. И, возможно, в 2027 году президентом Франции станет Жордан Барделл, Герт Вилдерс возглавит правительство в Нидерландах, а «Альтернатива для Германии» станет второй по численности партией в Бундестаге.

Но, скорее всего, это не приведет к каким-то радикальным переменам. Прямо на наших глазах европейский правый популизм дрейфует к центру. Их лидеры уже стали частью элиты.

На Казахстан все эти европейские тренды если и повлияют, то положительно. Нельзя исключать, что правые популисты замедлят «зеленый переход», что поддержит спрос на нефть.

Выбор редактора
Ошибка в тексте