Паводки в Казахстане: ждали, но не подготовились

В правительстве еще зимой прогнозировали сложную паводковую ситуацию. Более того, давались соответствующие поручения по подготовке

Фото: © Depositphotos.com/dndavis

Сегодня много говорят о том, что случившийся большой паводок никто не ожидал. Но вот же находим на сайте премьер-министра информацию, озаглавленную «В Казахстане заблаговременно начата подготовка к предстоящему паводковому периоду», от 9 января. На совещании по подготовке к весенним паводкам экс-глава правительства Алихан Смаилов указывал на обилие выпавших осадков и высокие риски активного паводка. Отмечалось, что уже имеются факты подтопления населенных пунктов и размыва дорог в ЗКО и Костанайской области.

20 февраля на заседании кабинета под председательством уже нового премьер-министра Олжаса Бектенова рассматривались вопросы подготовки к паводкам. Указывалось, что обильные снегопады и дожди усилили вероятность подтоплений весной.

Таким образом, в правительстве прогнозировали сложную паводковую ситуацию. Более того, давались соответствующие поручения по подготовке. В январе тот же Смаилов подчеркивал необходимость активизировать ремонтные работы на объектах республиканского значения, коммунальных и частных водохранилищах и дамбах. Был даже принят план, состоящий из 218 мероприятий. Что же могло пойти не так?

Приходит мысль о неисполнении поручений премьера. В феврале Бектенов констатировал, что из 218 мероприятий не выполнено 92, или 42 %. «Такой подход к работе неприемлем», – возмущался он. На том же заседании глава правительства указывал на хроническую болезнь госаппарата – формализм: «МЧС ежегодно проверяется готовность к паводковому периоду в рамках республиканского командно-штабного учения «Көктем». Все регионы рапортуют о полной готовности к паводкам. А в итоге – пострадавшие люди, затопленные здания и инфраструктура. Это говорит о том, что учения проводятся формально, а готовность остается только на бумаге. Нам нужны действенные меры».

Практически о том же самом уже после прихода паводка сказал президент: «Компетентные учреждения (акиматы, МЧС, Министерство водных ресурсов) не работают сообща, уклоняются от ответственности. Перекладывают работу друг на друга… Мною уже была дана оценка вашей работы. Она отрицательная, связанная с халатностью и непрофессионализмом».

Выходит, проблема не в паводке, а в качестве работы госаппарата. Дело в том, что государство хочет контролировать и управлять как можно большим количеством процессов в стране, берет на себя слишком много задач. В результате система управления оказывается перегруженной. В такой ситуации приоритеты расставляются не по уровню важности, а по близости отчетной даты. Отчитался вовремя – и уже на хорошем счету.

Государству, чтобы аппарат работал эффективнее, необходимо работать одновременно в нескольких направлениях. Во-первых, избавиться от избыточных функций. Во-вторых, значительно снизить уровень коррупции. В-третьих, в гораздо большей мере, чем сейчас, зависеть от оценок граждан. При этом каждое из направлений в отдельности само по себе результата не даст. Только одновременное движение по ним и есть реальная реформа государственного аппарата.

В странах с либеральной демократией госаппарат тоже порой бывает некомпетентен и неэффективен. Но он хотя бы способен извлекать уроки из совершенных ошибок – в том числе под влиянием общества.

Паводки у нас случаются каждый год, ничего не поделаешь, это природное явление. Проблема в том, что каждый раз они имеют последствия, к которым страна плохо готова. И каждый раз при подготовке к паводковому сезону воспроизводятся все те же ошибки. Это то постоянство, от которого надо срочно избавляться.