Кокпар: культура и деньги
Экономические, политические и социальные причины популярности игры
Побывала на выставке Саида Атабекова «Молитва тысячи всадников» в Алматы. Думала, что увижу фотографии брутальных азиатских всадников в пространстве белого куба, который находится в престижном районе города — эдакий контраст, которым всегда хотят удивить галеристы. Дескать вот, почти дикая игра, ее участники в пыли на белоснежных стенах галереи искусств. Но как же я рада, что я ошиблась!
Художник не стал идти по проторенной дороге, он решил показать кокпар, которому посвятил много лет, по-другому. И даже не по-другому, а по-настоящему. Он хотел принести дух кокпара из степи в город, чтобы мы все оказались в центре бешеного круга, который мы уже видели в его же видео- и фотоработах ранее.
Его тотальная инсталляция «Казыгуртский портал» сразу поглощает и тянет посетителя в самый эпицентр сумасшедшей игры. Энергетика «портала» такая же динамичная, как у кокпара, как будто насыщена адреналином, пропитана степной пылью и физической выносливостью.
«Я почти всё привез в галерею из своей мастерской в Шымкенте», — сказал Саид. Все смешалось в этой инсталляции «кони, люди», истории, судьбы, одежда. Все эти предметы Саид собирает уже более 15 лет.
Вот сапоги на каблуках. Если вы не знали, то кокпаристы носят сапоги на каблуках, чтобы было удобно цепляться за стремена и нога не соскакивала во время игры. Зимняя попона для лошади, седла, шлемы, стремена, подковы, лошадиная лопатка, фотографии бывалых кокпаристов, журнал. Месиво предметов на стене такое же, как в самой игре. Буйство несовместимых артефактов создают реальный портал. Среди всего прочего встречаются авторские коллажи Атабекова, где кокпар происходит в космосе или на Красной площади в Москве.
«Красная площадь идеальна по размеру для кокпара», — добавляет художник. Я бы могла сказать, что инсталляцию можно долго рассматривать. Но нет. В нее надо нырнуть и отдаться воле тайфуна, почуять жженый адраспан, услышать бешеный ритм домбры и копыт, испугаться рева мужчин и немного понять почему сегодня кокпар на юге Казахстана такой популярный.
А популярность игры выходит из экономических, политических и, естественно, культурных причин. Кокпар, как ни крути, стал не только развлечением, но и одним из важных экономических факторов и культурным досугом, вернее сказать заменил культурный досуг собой.
С экономической точки зрения игра концентрирует вокруг себя малый и микробизес. Вокруг кокпара создается своя инфраструктура и само собой возникает занятость и рабочие места. Ведь это организация очень крупного мероприятия, которое дает возможность заработать для местных сообществ.
Экипировка для всадников и лошадей продается в специальных «бутиках» и изготавливается на местах или в соседнем Узбекистане. Причем всю амуницию можно заказать со своим брендированием.
Конезаводчики и владельцы лошадей работают совместно со всадниками. У некоторых всадников нет своего коня (слишком дорогое удовольствие), поэтому они участвуют на лошадях других людей, и в случае выигрыша призовые делятся пополам. В связи с этим владельцы животных очень тщательно выбирают своего партнера. Всадник за время игры может сменить двоих скакунов. Кстати, за лошадями тоже нужен уход и спецамуниция.
Для некоторых молодых людей игра в кокпар — единственный способ заработка.
На одной из фотографий молодой 18-летний парень Нурсултан — звезда кокпара. Как сказал Саид, Нурсултан выиграл уже очень много турниров, и в последнем он получил автомобиль.
О призовых. Призовые собираются методом фандрайзинга. Фанатов кокпара среди обеспеченных людей очень много, и они могут формировать призовой фонд. Кстати говоря, призы в кокпаре возросли от чайных сервизов (в позднесоветское время и на заре независимости) до автомобилей и миллионов, если приз денежный. Денежные призы могут достигать и 10, и 20, и 30 миллионов тенге. «До бесконечности, нет верхнего предела», — добавляет автор.
Среди кокпаристов есть свои звезды. Это могут быть, естественно, всадники и лошади, но есть и звезды медиа. Они ведут стримы с игр, собирая миллионную аудиторию в соцсетях. В степи уже устанавливают лед-экраны для того, чтобы собравшиеся на кокпар люди могли видеть игру во всей красе. Снимают с дронов и в круговую. Вся медийная составляющая может привлекать спонсоров, игроков и партнеров, а также повышает узнаваемость, игры и делают ее все более популярной. Сообщества кокпара можно найти на различных платформах. Какое-то время назад на частные деньги даже выпускали специальный журнал «Кокпар Central Asia».
Во время игр можно в палатках купить еду, попить чай, купить сувениры, амуницию, получить какие-то специальные услуги (подковать лошадь, установить звуковое оборудование). Вокруг места игры воздвигается временный город со всем необходимым. Очень много зрителей собирает кокпар, и всем им нужны условия для зрелища.
С точки зрения культуры можно было бы рассказать, что кокпар — это сохранение культурного наследия, но это было бы не полной картиной. В условиях ограниченного доступа к культурным и развлекательным мероприятиям кокпар предоставляет жителям регионов возможность не только посмотреть зрелищную игру, но сходить куда-то, пообщаться.
«Чем еще заниматься в Шымкенте? Куда ходить? Я хожу на кокпар, как на выставку в центр Помпиду!», — говорит Саид Атабеков. Отсутствие досуга в регионах, где инфраструктура для современных культурных мероприятий часто ограничена, такие развлечения как кокпар становятся основным коллективным времяпрепровождением. Но! Для мужчин. В кокпар женщины не играют и почти не посещают состязания как зрители.
Изучая эту сторону вопроса, Саид сделал новую видеоработу, в которой проинтервьюировал жен кокпаристов о том, чем для них стал кокпар, как он влияет на их жизнь. «Это тонкое исследование повседневной жизни и роли женщин, которые поддерживают игроков, оставаясь за кадром опасной игры. Видео обращает внимание на их будни, ожидания и вклад в сохранение семейных и культурных ценностей», — говорится в пресс-релизе галереи выставки.
Закончить я бы хотела словами казахстанской художницы Асель Кенжетаевой, которая не так давно в своем аккаунте в Facebook написала: «Кокпар на тысячу человек, ей-богу, как последняя сцена из «Парфюмера». Казах, его любимое животное и никаких женщин!».
Выставка Саида Атабекова пройдет в галерее «Аспан» в Алматы до 26 января.