Кокпар: культура и деньги

Экономические, политические и социальные причины популярности игры

Фото: © Гаухар Сатапаева

Побывала на выставке Саида Атабекова «Молитва тысячи всадников» в Алматы. Думала, что увижу фотографии брутальных азиатских всадников в пространстве белого куба, который находится в престижном районе города — эдакий контраст, которым всегда хотят удивить галеристы. Дескать вот, почти дикая игра, ее участники в пыли на белоснежных стенах галереи искусств. Но как же я рада, что я ошиблась!

Художник не стал идти по проторенной дороге, он решил показать кокпар, которому посвятил много лет, по-другому. И даже не по-другому, а по-настоящему. Он хотел принести дух кокпара из степи в город, чтобы мы все оказались в центре бешеного круга, который мы уже видели в его же видео- и фотоработах ранее.

Фото: © Мария Гордеева

Его тотальная инсталляция «Казыгуртский портал» сразу поглощает и тянет посетителя в самый эпицентр сумасшедшей игры. Энергетика «портала» такая же динамичная, как у кокпара, как будто насыщена адреналином, пропитана степной пылью и физической выносливостью.
«Я почти всё привез в галерею из своей мастерской в Шымкенте», — сказал Саид. Все смешалось в этой инсталляции «кони, люди», истории, судьбы, одежда. Все эти предметы Саид собирает уже более 15 лет.

Фото: © Мария Гордеева

Вот сапоги на каблуках. Если вы не знали, то кокпаристы носят сапоги на каблуках, чтобы было удобно цепляться за стремена и нога не соскакивала во время игры. Зимняя попона для лошади, седла, шлемы, стремена, подковы, лошадиная лопатка, фотографии бывалых кокпаристов, журнал. Месиво предметов на стене такое же, как в самой игре. Буйство несовместимых артефактов создают реальный портал. Среди всего прочего встречаются авторские коллажи Атабекова, где кокпар происходит в космосе или на Красной площади в Москве.

Фото: © Гаухар Сатпаева

«Красная площадь идеальна по размеру для кокпара», — добавляет художник. Я бы могла сказать, что инсталляцию можно долго рассматривать. Но нет. В нее надо нырнуть и отдаться воле тайфуна, почуять жженый адраспан, услышать бешеный ритм домбры и копыт, испугаться рева мужчин и немного понять почему сегодня кокпар на юге Казахстана такой популярный.

А популярность игры выходит из экономических, политических и, естественно, культурных причин. Кокпар, как ни крути, стал не только развлечением, но и одним из важных экономических факторов и культурным досугом, вернее сказать заменил культурный досуг собой.

Фото: © Гаухар Сатпаева

С экономической точки зрения игра концентрирует вокруг себя малый и микробизес. Вокруг кокпара создается своя инфраструктура и само собой возникает занятость и рабочие места. Ведь это организация очень крупного мероприятия, которое дает возможность заработать для местных сообществ.

Экипировка для всадников и лошадей продается в специальных «бутиках» и изготавливается на местах или в соседнем Узбекистане. Причем всю амуницию можно заказать со своим брендированием.

Фото: © Мария Гордеева

Конезаводчики и владельцы лошадей работают совместно со всадниками. У некоторых всадников нет своего коня (слишком дорогое удовольствие), поэтому они участвуют на лошадях других людей, и в случае выигрыша призовые делятся пополам. В связи с этим владельцы животных очень тщательно выбирают своего партнера. Всадник за время игры может сменить двоих скакунов. Кстати, за лошадями тоже нужен уход и спецамуниция.

Для некоторых молодых людей игра в кокпар — единственный способ заработка.

Фото: © Мария Гордеева

На одной из фотографий молодой 18-летний парень Нурсултан — звезда кокпара. Как сказал Саид, Нурсултан выиграл уже очень много турниров, и в последнем он получил автомобиль.

О призовых. Призовые собираются методом фандрайзинга. Фанатов кокпара среди обеспеченных людей очень много, и они могут формировать призовой фонд. Кстати говоря, призы в кокпаре возросли от чайных сервизов (в позднесоветское время и на заре независимости) до автомобилей и миллионов, если приз денежный. Денежные призы могут достигать и 10, и 20, и 30 миллионов тенге. «До бесконечности, нет верхнего предела», — добавляет автор.

Среди кокпаристов есть свои звезды. Это могут быть, естественно, всадники и лошади, но есть и звезды медиа. Они ведут стримы с игр, собирая миллионную аудиторию в соцсетях. В степи уже устанавливают лед-экраны для того, чтобы собравшиеся на кокпар люди могли видеть игру во всей красе. Снимают с дронов и в круговую. Вся медийная составляющая может привлекать спонсоров, игроков и партнеров, а также повышает узнаваемость, игры и делают ее все более популярной. Сообщества кокпара можно найти на различных платформах. Какое-то время назад на частные деньги даже выпускали специальный журнал «Кокпар Central Asia».

Во время игр можно в палатках купить еду, попить чай, купить сувениры, амуницию, получить какие-то специальные услуги (подковать лошадь, установить звуковое оборудование). Вокруг места игры воздвигается временный город со всем необходимым. Очень много зрителей собирает кокпар, и всем им нужны условия для зрелища.

С точки зрения культуры можно было бы рассказать, что кокпар — это сохранение культурного наследия, но это было бы не полной картиной. В условиях ограниченного доступа к культурным и развлекательным мероприятиям кокпар предоставляет жителям регионов возможность не только посмотреть зрелищную игру, но сходить куда-то, пообщаться.

Саид Атабеков
Фото: © Мария Гордеева

«Чем еще заниматься в Шымкенте? Куда ходить? Я хожу на кокпар, как на выставку в центр Помпиду!», — говорит Саид Атабеков. Отсутствие досуга в регионах, где инфраструктура для современных культурных мероприятий часто ограничена, такие развлечения как кокпар становятся основным коллективным времяпрепровождением. Но! Для мужчин. В кокпар женщины не играют и почти не посещают состязания как зрители.

Изучая эту сторону вопроса, Саид сделал новую видеоработу, в которой проинтервьюировал жен кокпаристов о том, чем для них стал кокпар, как он влияет на их жизнь. «Это тонкое исследование повседневной жизни и роли женщин, которые поддерживают игроков, оставаясь за кадром опасной игры. Видео обращает внимание на их будни, ожидания и вклад в сохранение семейных и культурных ценностей», — говорится в пресс-релизе галереи выставки.

Фото: © Гаухар Сатпаева

Закончить я бы хотела словами казахстанской художницы Асель Кенжетаевой, которая не так давно в своем аккаунте в Facebook написала: «Кокпар на тысячу человек, ей-богу, как последняя сцена из «Парфюмера». Казах, его любимое животное и никаких женщин!».

Выставка Саида Атабекова пройдет в галерее «Аспан» в Алматы до 26 января.