О мобилизации экономики во время войны

80033
Автор: Жарас Ахметов
директор ТОО «OilGasProject»

Избежать роста военных нужд Путину не удастся. И без привлечения бизнеса не обойтись. Но тот взамен потребует выполнения политических условий

Утверждение, что частная инициатива всегда эффективнее государственных усилий, обычно пытаются опровергнуть с помощью аргумента: «А как же война, когда требуется мобилизация экономики для военных потребностей? Только государству под силу решение такой задачи».

На самом деле исторический опыт говорит, что это не так. Возьмем для примера Первую мировую войну. Ни одна из стран, которые вступили в нее в августе 1914-го, не предполагала будущего масштаба и продолжительности войны, интенсивности использования оружия и боеприпасов. (Кайзер Вильгельм II, провожая солдат на фронт, говорил: «Вы вернетесь домой раньше, чем листья упадут с деревьев».) Все участники войны испытали кризис военного снабжения, но довольно быстро с ним справились, прибегнув к помощи частного сектора, у которого разместили военные заказы. Исключение составила Российская империя, весь 1915 год страдавшая от дефицита вооружений, что привело к отступлению. Генерал Деникин писал: «Великая трагедия русской армии – отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость – физическая и моральная». Оборонные заказы размещались на казенных заводах, мощности которых были неспособны удовлетворить военные потребности.

Видя такое положение, инициативу взял на себя частный сектор. С 8 по 11 июня 1915-го (по старому стилю) в Петрограде состоялся IX съезд представителей промышленности и торговли, призвавший к «объединению и дружной работе для обслуживания нужд войны». По его поручению были созданы местные военно-промышленные комитеты в 73 городах империи, а для координации их деятельности – Центральный ВПК. В результате выпуск трехдюймовых орудий вырос в 8 раз, гаубиц – в 4 раза, снарядов – в 7,5 раза. Черчилль удивлялся: «К лету 1916 года Россия, которая 18 месяцев перед тем была почти безоружной, в течение 1915 года пережила непрерывный ряд страшных поражений, действительно сумела… организовать, вооружить, снабдить 60 армейских корпусов вместо тех 35, с которыми начала войну».

Оборотной стороной обращения власти к частному сектору стало то, что бизнес взамен потребовал больших политических прав, возможности влиять на государственную политику. Император не пошел навстречу бизнесу, что стало одной из причин Февральской революции. Эта история актуальна и сегодня, в свете войны, которую Путин ведет против Украины. Судя по тому, как развиваются события, избежать роста военных нужд не удастся. И без привлечения бизнеса их не решить. Но тот взамен непременно потребует выполнения политических условий, в противном случае сложится революционная ситуация, как в 1917-м. Если же условия будут выполнены, это будет означать конец путинского режима. К мгновенному окончанию войны это не приведет. Но подвинет Россию к реальному поиску мира.

Что касается Казахстана, то, к счастью, нам не нужно решать таких проблем, как северному соседу. Но если в поисках эффективности власть даст больше свободы бизнесу, это будет означать и начало глубоких политических реформ.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить