Почему бедные беднеют быстрее

59369
Автор: Энн Крюгер
бывший главный экономист Всемирного банка

Когда положение дел в экономике улучшается, бедным хорошо. Но когда положение дел ухудшается, именно бедные страдают больше других

Это особенно верно в случае пандемии COVID-19, которая особенно сильно отразилась на бедных странах.

В ряде беднейших стран экономические трудности возникли еще до пандемии, которая лишь усугубила их. В других странах экономика была вполне налажена, но внезапно возникли непредвиденные расходы. Для этих стран международная поддержка может оказаться весьма продуктивной. Однако для стран, в которых уже были серьезные проблемы, чтобы финансовая помощь имела хоть какой-то успех, ее необходимо подкрепить реформами в экономической политике.

Среди стран с крупной задолженностью и непродуманной экономической политикой, Шри-Ланка - страна со средним уровнем дохода - может оказаться в бедственном положении. Несмотря на постоянно растущий бюджетный дефицит и валютный кризис, вызвавший острую нехватку продовольствия, медикаментов и топлива, власти Шри-Ланки долгое время продолжали настаивать на том, что сами будут погашать свои долги любой ценой, вместо того чтобы обратиться за поддержкой к Международному валютному фонду.

Политические диспропорции в Шри-Ланке возникли еще в 2019 году, когда новое правительство президента Готабая Раджапакса приняло решение о масштабном снижении налогов без соответствующего сокращения расходов. В прошлом году, когда приток иностранной валюты ослаб, был запрещен импорт пестицидов и удобрений, в результате чего урожай не удался. Из-за COVID-19 резко сократились доходы от туризма и выросли цены на основные импортные товары, что привело к острому дефициту поставок и массовым уличным протестам. Ситуация в стране настолько ухудшилась, что в начале этого месяца Шри-Ланка приостановила выплаты по обслуживанию долга и обратилась к МВФ.

Наряду со многими другими странами с крупной задолженностью, Шри-Ланка нуждается в реструктуризации долга и политических реформах с целью гарантии, что после кризиса экономика не будет попросту разрушена новым долговым бременем. Международное сообщество рассматривает вопрос реструктуризации долга индивидуально в зависимости от конкретного случая. Суверенные кредиторы, сотрудничая в рамках Парижского клуба, следуют разработанной МВФ концепции реформирования политики, предоставляя бедным странам с задолженностью выполнимые дорожные карты для улучшения экономических показателей и достижения долговой устойчивости путем реструктуризации. Хотя этот подход является обоснованным, его ситуативный характер делает его неполным.

Опыт, полученный в начале этого века в результате реализации Инициативы в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности (HIPC) показывает, почему реструктуризация долга должна быть обусловлена проведением активной программы реформ. Инициатива HIPC позволяла списать суверенные обязательства перед двусторонними и многосторонними кредиторами, в случае если страна следовала принятой программе реформ в течении года. Если страна достигала «достаточного прогресса» в реализации целей программы, то не было необходимости выполнять дополнительные условия.

Среди стран, получивших помощь в рамках программы HIPC, есть немало тех, которые повторно взяли большие займы еще до пандемии. Например, у Ганы отношение долга к ВВП в настоящее время составляет 62%, хотя страна получала помощь в рамках HIPC в 2001-2005 годах и затем повторно в 2015-2018 годах.

В будущем неофициальные усилия по преодолению долгового кризиса, вероятно, будут более обременительными и продолжительными, чем раньше, поскольку кредитование суверенных государств увеличилось - как в абсолютном выражении, так и в процентном отношении к общему долгу. Кроме того, в настоящее время в мире появилось гораздо больше стран-кредиторов. Так, Китай стал крупным кредитором за пределами Парижского клуба.

В случае Шри-Ланки, согласно оценкам, 20% непогашенного долга принадлежит Китаю и Индии, причем обе эти страны не являются членами Парижского клуба (хотя Индия является наблюдателем). Без участия этих двух крупных кредиторов остальные государственные и частные кредиторы сильно рискуют, если согласятся сократить задолженность. Даже если они и согласятся на сокращение долга, Индия и Китай по-прежнему могут настоять на полном погашении долга за счет средств, предоставленных Шри-Ланке международным сообществом.

Чтобы решить эту коллективную проблему, всем странам-кредиторам (включая Китай) необходимо объединиться и договориться о соглашении, которое одновременно обеспечит рост экономических показателей и приемлемого уровня задолженности стран-должников в будущем. Это следует предпринять в сотрудничестве с МВФ. В международной финансовой архитектуре всегда отсутствовал механизм, способствующий заключению таких соглашений. Однако раньше частные кредиторы и члены Парижского клуба могли собираться и договариваться о реструктуризации (в контексте программы МВФ).

Однако сегодня такое положение дел уже невозможно. По мере того как многие страны остро нуждаются в финансовых ресурсах и реструктуризации долга, крупным странам-кредиторам необходимо срочно объединиться и создать новый механизм для контроля за реструктуризацией долга в строгом соответствии с реформами МВФ. Такое соглашение будет выгодно для стран-должников, стран-кредиторов и для всей мировой экономики.

На долю международного сообщества выпало много работы. Многосторонние институты, такие как Всемирная торговая организация, также нуждаются в реформах. Однако наиболее актуальной необходимостью является создание эффективно функционирующего международного механизма по реструктуризации долга. Именно это должно стоять на первом месте в международной повестке дня.

Перевод: Далила Мадина

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить