Зачем Binance пришла в Казахстан и есть ли у криптобиржи перспективы в стране?

Глобальный руководитель региональных рынков Binance Вишал Сачендран дал эксклюзивное интервью Forbes Kazakhstan

Вишал Сачендран
Фото: архив пресс-службы Binance

В июне 2023 года мировая криптобиржа Binance объявила о запуске локальной платформы цифровых активов в Казахстане на базе Международного финансового центра «Астана», предварительно получив лицензию от МФЦА. Несколько месяцев после этого Binance Казахстан, Национальный банк РК и Национальная платежная корпорация осуществили первый в мире выпуск стейблкоина, обеспеченного национальной цифровой валютой в тестовой сети BNB Smart Chain (BSC).

Чем казахстанский рынок заинтересовал глобальную компанию Binance? Связано ли это как-то с продажей бизнеса в России? Как скандалы с отмыванием денег в США и Канаде отразились на средствах клиентов международной криптобиржи и повлияли на ее показатели? А также какие инициативы обсуждает сегодня руководство Binance с регуляторными органами и правительством РК? Об этом в интервью Forbes Kazakhstan рассказал глобальный руководитель региональных рынков Binance Вишал Сачендран.

Г-н Сачендран, скажите, чем Казахстан на самом деле заинтересовал Binance? В прошлом году Binance ожидаемо объявила об уходе из России из-за угрозы попасть под санкции Минфина США. Не связан ли ваш приход в нашу страну с тем, что криптобиржа изначально рассчитывала на переток сюда средств россиян? 

— Прежде всего хочу сказать, что мы начали работать в Казахстане задолго до того, как началась война в Украине, поэтому факт нашего ухода с российского рынка никак не связан с этим.

Действительно, сейчас мы находимся в процессе продажи своего бизнеса в России. Вы знаете, что криптобиржа CommEX, с которой в сентябре прошлого года мы заключили соглашение по продаже российского бизнеса, объявила о прекращении работы. Теперь мы ищем нового партнера и надеемся, что миграция российских пользователей на другую платформу произойдет безболезненно.

Вместе с тем мы видим, как быстро развивается Казахстан в плане инноваций и цифровых активов, для этого здесь создаются благоприятные условия и регуляторная среда, которая позволяет международным игрокам свободно заходить на рынок. Государственные структуры готовы слушать. Кроме того, мы знаем, что на уровне правительства уже было подписано много меморандумов о взаимопонимании с другими юрисдикциями. Следовательно, у Казахстана есть все шансы, чтобы стать региональным криптохабом, в то время как большинство стран мира в принципе не признают существование криптовалюты.

То есть, зайдя на казахстанский рынок, вы всё-таки планируете охватить и страны региона, включая Центральную Азию?

— Нет, сейчас мы пришли в Казахстан только ради самого Казахстана. Что касается других стран региона, то, я думаю, всему свое время. Чтобы вы понимали, на данный момент у нас более 18 лицензий по всему миру, и, конечно, мы хотим и дальше расширять свое присутствие.

Но для масштабирования вашего бизнеса рынок криптовалюты в Казахстане не такой большой. Более того, многие казахстанцы скептически относятся к самой криптовалюте, ведь это рискованный актив и в отличие от ценных бумаг ничем не подкрепленный… 

— Первым делом мы рассматриваем Казахстан с точки зрения регуляторного аспекта.

До прихода в Binance я сам работал на стороне регулятора в Международном финансовом центре Abu Dhabi Global Market, где мы разрабатывали разные требования к цифровым активам для разных юрисдикций, в том числе для Казахстана. Поэтому я считаю важным иметь в стране такое регулирование, которое, с одной стороны, поддерживало бы крипторынок, а с другой — устанавливало жесткие законодательные рамки, чтобы защищать права потребителей

Сейчас Binance в тесной связке сотрудничает с казахстанскими регуляторами и другими правительственными структурами в части требований. Пока мы в Казахстане на стадии песочницы, так как работаем только на площадке МФЦА. Когда это будет полноправный регуляторный режим, распространяющийся на всю территорию Казахстана, а не только в рамках регулятора международного финансового центра, тогда можно говорить уже о масштабировании бизнеса и увеличении числа пользователей.

Конечно, параллельно надо заниматься образованием населения, и мы тоже хотим приложить к этому руку. Например, у нас есть бесплатная программа образования в рамках нашего проекта «Криптошкола», где можно получить базовые знания о блокчейне и цифровых активах. Примечательно, что Казахстан — это первое государство в мире, внедряющее типовую образовательную программу в вузы по направлениям Blockchain Engineering и Blockchain Compliance.

На самом деле, что касается размера рынка, то тут я не соглашусь — Казахстан это огромный рынок и очень важный для нас.

Сегодня на локальной площадке в Казахстане можно купить и продать крипту, используя только фиатную интеграцию с банками? Весь ли спектр продуктов доступен для местных пользователей? 

— Отвечая на первую часть вопроса, скажу, что в настоящее время в Казахстане возможно заводить и выводить деньги с нашей платформы двумя способами. Первый — это через карты: для держателей Mastercard, выпущенных казахстанскими банками. И второй способ — банковский перевод для клиентов банка «Фридом Финанс».

Говоря о продуктовой линейке, то пока она ограничена, в перспективе мы рассматриваем возможность для ее расширения в соответствии с глобальными трендами. Но эта цель требует, как я уже говорил, совместной работы с правительством Казахстана. Надеюсь, что в скором времени у нас это получится сделать.

Сколько видов криптовалюты и токенов в итоге доступно сейчас на локальной криптобирже?

— В конце 2023 года перед нами стояла задача предоставить пользователям доступ к 100 токенам на спотовом рынке локальной платформы, и мы смогли этого достичь не без помощи регулирующих органов Казахстана. 

Когда в Казахстане появится предоплаченная криптокарта Binance, о которой еще в прошлом году говорил Жаслан Мадиев, на тот момент возглавлявший Binance Казахстан?

— Пока нельзя однозначно сказать, состоится вообще этот проект или нет. Сейчас мы ведем переговоры с регуляторами.

На данный момент оборот криптовалют в Казахстане запрещен за исключением территории МФЦА. Поэтому даже если мы получим разрешение на выпуск такой карты, она априори будет фиатной, а не криптовалютной. Однако предполагается, что на бекенде между пользователем и Binance взаиморасчеты будут проводиться в криптовалюте.

С момента запуска локальной криптобиржи в Казахстане сколько пользователей и их средств прошло через вашу платформу, включая нерезидентов страны? 

— Я не могу поделиться с вами такими данными в рамках политики Binance. Могу сказать только, что всего в мире у нас больше 198 млн пользователей. Что касается оборотов, то, по данным Bloomberg на основе анализа DefiLlama, в период с конца ноября 2023 года до конца февраля 2024 года чистый приток средств на платформу составил более 3 млрд долларов.

Это удивляет, потому что как раз в конце прошлого года правоохранительные органы США и Канады обвинили Binance в отмывании денег и финансировании терроризма…

— Да, Минюст США и другие службы финансовой безопасности провели расследование и действительно выявили определённые исторические нарушения в части комплаенса. Тем не менее данная ситуация позволила извлечь много уроков и усилить наши позиции в этом направлении. Сегодня мы тесно работаем с правоохранительными органами США и другими структурами, совместно разрабатываем требования и стандарты для криптоиндустрии, чтобы такого больше не допустить.

После достижения соглашения с регулирующими органами США мы видим, что наши финансовые показатели продолжают расти.

Как эта ситуация отразилась тогда на инвестициях клиентов, были ли сбои с выводом средств?

— Представители властей, о которых я ранее упомянул, не ставили нам в вину, что мы манипулировали средствами пользователей или присвоили их себе. То есть наши клиенты в любое время дня и ночи могли вывести 100% своих средств с платформы. Никто ничего не потерял, средства пользователей были полностью защищены.

В завершение нашей беседы хотелось бы с вами поговорить об инновациях на глобальном криптовалютном ландшафте. Какие тренды вы могли бы выделить?

— К трендам 2024 года я бы отнес RWA (Real World Assets. — F) — проекты по токенизации реальных активов. Инвесторы и поставщики ищут способы объединения цифровых и традиционных финансов. Проще говоря, RWA представляют собой активы с реальной стоимостью, перенесенные на блокчейн через токены. Также я бы отметил DePIN  (Decentralized Physical Infrastructure Networks. — F). Эти проекты используют блокчейн для управления и заработка на реальных объектах, объединяя цифровые и физические активы. Это открывает новые возможности для развития и инноваций. И, конечно, внедрение технологии ИИ, с помощью которой разработчики могут оперативно анализировать данные из разных источников, выявлять и предсказывать тенденции, в целом оптимизируя многие процессы.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте