В какой магазин придут покупатели: пошаговая инструкция
Что ждёт ретейл в Казахстане, как изменятся форматы торговли и поведение потребителей — мнение эксперта

Последние пять лет флагманом инноваций в е-commerce и офлайн-ретейле в Центральной Азии является Казахстан, и именно здесь мы видим новые форматы, которые станут новой нормой в ближайшие 10 лет.
Увеличение скорости жизни и молодое население страны, привыкшее к диджитал-технологиям, с новыми потребительскими привычками и предпочтениями ускоряет переход к гибридным форматам торговли. Традиционные и цифровые каналы объединяются, создавая гибкие и персонализированные решения для потребителей.
Купить в Инсте
Активно развивается так называемая сетевая экономика, в которой потребители, особенно поколения Z и Альфа, используют социальные сети для поиска и покупки товаров. Это стимулирует рост социальной коммерции, когда покупки совершаются прямо через Instagram или TikTok. Социальные сети стали платформой и средством коммуникации как для персональных, так и для бизнес-коммуникаций.
Сетевая экономика дает еще одну новую возможность потребителям — «управлять» магазином и влиять на его ассортимент. Так, британская сеть Sweet Corner (sweetcorner.co.uk) выводит на рынок свои новинки на основании количества лайков от своих клиентов — в производство идут те позиции, которые набрали наибольшее количество голосов клиентов.
Цены на дне
Еще один интересный тренд, который набирает обороты, — е-commerce низких цен.
Китайский маркетплейс Temu буквально взял штурмом социальные сети и поисковые системы в Казахстане обилием рекламы, став популярным в основном благодаря чрезвычайно низким ценам и предложением бесплатной доставки.
По данным компании Infoline, Amazon также запустил предложение низких цен, где большинство товаров будут стоить $10 или меньше, а некоторые позиции — $1. Покупателей поощряют увеличивать свои корзины прогрессирующей скидкой — 5% на заказ от $50 и 10% на заказ от $75, при этом доставка стоит $3,99, но для заказов на сумму от $25 все привезут бесплатно. Низкая цена товаров повлияет на сроки доставки: ожидается, что доставка будет осуществляться от одной до двух недель, что, как считают в Amazon, вполне устроит клиентов, если они смогут покупать товары по сверхнизким ценам.
Магазин для всего
Изменения ждут нас и в офлайн-магазинах, в первую очередь в convenience stores («удобный магазин», магазин товаров повседневного спроса, магазин у дома). Такие магазины станут новыми точками притяжения и частью городской инфраструктуры. Ожидания покупателей повлияют на формат ретейл-магазинов, которые будут иметь такие характеристики, как:
- возможность купить все в одном месте;
- большое количество торговых точек в шаговой доступности;
- круглосуточный режим работы;
- возможность совершать быстрые покупки (форматы без кассира);
- возможность провести встречу, поработать или скоротать свободное время;
- ограниченный ассортимент топ-товаров повседневного спроса;
- компактные размеры товаров (для индивидуального потребления, никаких больших или семейных упаковок);
- наличие аптечных товаров;
- мини-кафе или зоны для употребления еды или напитков, приобретенных в магазине;
- сильный фокус на готовой еде;
- туалет как обязательное требование;
- скоростной вайфай и возможность зарядить телефон.
Примеры воплощения этих трендов можно увидеть уже в Казахстане — это сеть магазинов CU («convenience stores for U»), который можно отнести к ultra convenience: максимально близкое расположение магазина к покупателю, что является важным фактором выбора для клиентов.
В магазинах представлен ассортимент свежих продуктов, готовые продукты для употребления на ходу, в офисе, дома, разнообразная выпечка и напитки. СU отличает сбалансированное решение по продуктам ready to eat, ready to cook, ready to heat, bakery & hot drinks, быстрый перекус, снеки, напитки, молочные продукты, а также рамены и лапша. В магазинах оборудованы комфортные зоны самообслуживания и места для приема пищи.
Международные примеры таких форматов — японская сеть 7-Eleven, американская WAWA, западноукраинская СIM 23, которая постаралась максимально адаптировать формат 7-Eleven с учетом локальных предпочтений клиентов.
Нужно сделать. Ещё вчера
Чтобы адаптироваться к новым запросам рынка, ретейлерам необходимо сфокусироваться на ключевых вопросах.
-
Изменить подход к стратегии поиска локаций, анализируя городскую инфраструктуру, искать места с высокой проходимостью.
-
Пересмотреть подход к ассортименту, приблизить его к ассортименту ultra convenience, давая возможность клиенту купить все необходимые товары в одном месте. Делать упор на компактные и высокочастотные товары для индивидуального потребления (напитки, еда в формате ready to eat и ready to cook).
-
Внедрять дополнительные сервисы, чтобы магазин стал точкой притяжения для ваших клиентов: возможность быстро перекусить, провести встречу, подзарядить телефон, поработать.
-
Внедрять программы лояльности, построенные на индивидуальных предложениях. Такую программу лояльности достаточно новой для казахстанского рынка концепции запустили магазины SMALL. Сеть оказалась от традиционного начисления бонусных баллов в пользу персональных купонов со скидками на любимые товары клиентов, которые формируются на основании истории покупок. Чем чаще клиент совершает покупки в SMALL, тем выше его рейтинг и больше купонов и клубов по интересам.
-
И самое главное — сфокусироваться на анализе предпочтений и привычек поколений Z и Альфа, обеспечить персонализацию, омниканальную коммуникацию и бесшовный опыт покупки.
Топ-5 шагов к ретейлу будущего
В заключение привожу чек-лист характеристик омниканального бизнеса:
1. Единый профиль клиента
Клиент может получать информацию и совершать покупки через разные каналы, такие как сайт, приложение, офлайн-магазин, телефон, бот, терминал самообслуживания или постамат, в том числе через сервисы третьих лиц. При этом его данные синхронизированы.
2. Бесшовное взаимодействие
Клиент может начать взаимодействие в одном канале и продолжить в другом без потери информации:
- возможность начать онлайн-заказ продуктов и забрать его в офлайн-магазине, с возможностью изменить способ доставки в процессе обработки заказа;
- возможность проверить наличие товаров в мобильном приложении, на сайте и в офлайн-магазине;
- возможность сканировать штрих-коды товаров в магазине с помощью мобильного приложения для получения информации о продукте, скидках и акциях;
- синхронизация списка покупок и персонализированные рекомендации как на онлайн-витрине, так и в мобильном приложении при посещении магазина;
- возможность поделиться списком с членами семьи, тренером или домашним персоналом.
3. Персонализированный опыт
Клиент получает персонализированные предложения по удобным и актуальным каналам коммуникации. Предложения основаны на агрегированной истории покупок, цифровых и физических следах, оставленных на всех типах витрин бизнеса.
4. Единая команда по работе с клиентами
Сотрудники компании, независимо от канала обслуживания, имеют доступ к:
- единой базе сведений о продуктах, услугах и политике компании;
- истории покупок, предпочтений и контактной информации клиента;
- персонализированным рекомендациям, сгенерированным алгоритмами и экспертами.
Это позволяет им предоставлять качественное обслуживание любому клиенту, независимо от квалификации продавца.
5. Мультиканальная аналитика и сквозная идентификация: группа сквозных идентификаторов клиента в CRM, ERP, WMS и других корпоративных системах позволяет собирать, обрабатывать и анализировать данные о взаимодействии клиентов со всеми каналами коммуникаций, продаж и послепродажного обслуживания.