Цифровую маркировку моторных масел вводят в Казахстане

С 2026 года

Фото: пресс-служба Минэнерго РК

Министерство энергетики Казахстана совместно с уполномоченными органами инициирует внедрение обязательной цифровой маркировки и прослеживаемости моторных масел с начала 2026 года. «Новый механизм станет частью комплексной цифровизации топливно-энергетического комплекса и направлен на борьбу с фальсификатом», — говорится в пресс-релизе Минэнерго.

До 50% моторных масел, реализуемых в Казахстане, могут находиться в теневом обороте, что «наносит ущерб экономике и создает прямые риски для автовладельцев». На рынке применяются различные формы защиты — голограммы, многослойные крышки, QR-коды. «Однако в большинстве случаев они не позволяют гарантировать подлинность продукта, — считают в ведомстве. — Подделки всё сложнее отличить визуально, а также нередки случаи повторного использования оригинальных канистр с контрафактным содержимым».

Цифровая маркировка средствами идентификации, включая коды Data Matrix, позволит исключить подобные риски. Каждая единица товара будет снабжена уникальным кодом, информация о котором вносится в единую информационную систему. Путь продукции — от завода до полки — будет полностью прозрачным.

Сканируя Data-Matrix-код через мобильное приложение Naqty Onim, потребитель сможет проверить подлинность продукции и получить данные о ее характеристиках: состав, вязкость, объем, наличие декларации соответствия. Это усилит доверие к сертифицированной продукции и снизит риск покупки контрафакта, уверены в Минэнерго.

Переход на цифровую маркировку также создаст равные условия конкуренции для бизнеса: добросовестные компании получат защиту бренда, а государство — эффективный инструмент для вывода из тени значительной доли товарооборота и усиления налоговой дисциплины, добавляют в пресс-службе.

Все процессы маркировки и прослеживаемости будут интегрированы с информационными системами стран ЕАЭС, что обеспечит единый цифровой контур и сквозной контроль в рамках всего союза, сообщили в Минэнерго.

Пилотный проект по цифровой маркировке моторных масел прошел в Казахстане с 1 февраля 2024-го по 1 февраля 2025-го. Его провели на двух производствах — в ТОО «Hill Corporation» и на заводе ТОО «Семипалатинский завод масел».

Оператором цифровой маркировки товаров является «Казахтелеком». Обязательная цифровая маркировка действует для табачных изделий, обуви и лекарственных препаратов. Тестировалась для моторных масел, пивоваренной продукции и ювелирных изделий.