Цифровая трансформация: как банки и Visa внедряют инновационные решения и продукты в РК

На Astana Finance Days 2024 обсудили вопросы и перспективы развития цифровых решений, образовательную роль банков для общества и их социальную ответственность

Фото: Digital Business

В Астане прошла ежегодная финансовая конференция Евразийского региона Astana Finance Days 2024. Мероприятие организовано Международным финансовым центром «Астана» (МФЦА) при поддержке мирового лидера индустрии цифровых платежей компании Visa, и других партнеров.

Одна из первых сессий мероприятия, «Трансформация платежной среды в Казахстане», была организована совместно Visa и МФЦА.

Модератор дискуссии, Антон Бороздин, старший директор департамента развития бизнеса в Центральной Азии в компании Visa, открывая сессию, отметил, что инновационные технологии, доступность и безопасность платежных сервисов, а также эффективное взаимодействие участников рынка повсеместно меняют платежную среду.

О том, как банки адаптируются к этим изменениям, какие продукты и решения внедряют в условиях быстрой смены реалий и какие стратегические планы ставят перед своими финансовыми институтами, рассказали участники панельной дискуссии — ведущие представители банковской отрасли страны.

Нариман Мукушев, заместитель председателя правления Halyk, отметил успехи в области внедрения технологий в платежную сферу, в частности систему Face Pay. Он подчеркнул, что банк активно работает над созданием удобных и безопасных решений для клиентов, которые меняют их повседневную жизнь. «Наш основной приоритет — это цифровизация и развитие SuperApp, который объединяет как продукты из лайфстайл-сегмента, так и финансовые решения, полностью покрывающие ежедневные потребности пользователей. Мы наблюдаем положительную динамику роста новых сервисов и стратегических коллабораций. Например, инновационный сервис Face Pay, запущенный при поддержке Visa, демонстрирует стабильный рост в Алматы: количество пользователей увеличивается на 50% каждый месяц», — рассказал спикер.

На обсуждении
Фото: Digital Business

Руслан Владимиров, председатель правления АО «Банк ЦентрКредит», отметил важные достижения банка в премиальном сегменте. «Банк входит в топ-15 банков региона Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки по предоставлению премиальных услуг, что является значимым успехом не только для нас, но и для Казахстана. Наши клиенты доверяют сервисам БЦК, и это позволило нам построить партнёрскую экосистему, которая закрывает потребности премиальных клиентов на 360 градусов, предлагая не только финансовые, но и лайфстайл-услуги. Например, владельцы #IronCard могут приглашать до трёх гостей в VIP-зоны и лаунджи по всему миру, что даёт нам конкурентное преимущество», — подчеркнул топ-менеджер банка.

Руслан Владимиров
Фото: Digital Business

Айдос Жумагулов, член совета директоров Freedom Bank, рассказал о необходимости повышения финансовой грамотности населения через призму финансовых продуктов и сервисов и представил новый продукт банка: «Сегодня около 70% населения страны не имеют сбережений или вкладов, а 8 миллионов человек из 9–10 миллионов экономически активных граждан сталкивались с кредитами. При этом мы видим, что по заявкам в рамках программы «7-20-25», в сегменте до 35 лет, больше 50% клиентов имеют отрицательную кредитную историю и еще 30% клиентов имеют недостаточную платежеспособность. Это говорит о проблемах финансовой грамотности и доминировании потребительского поведения. Я считаю, что финансовые институты должны играть образовательную роль, обучая людей управлению своими ресурсами. Когда мы создавали суперкарту с эксклюзивным дизайном с героями DC, мы сделали её депозитной, с кешбэком в виде инвестиционной валюты Freedom (биржевая нота ETN). Валюта привязана к акциям холдинга Freedom Holding Corp. C изменением цены акции меняется и стоимость инвестиционной валюты. Наши карты помогают людям не только тратить, но и накапливать деньги. Это успешный проект, который учит пользователей разумно управлять своими финансами».

Айдос Жумагулов
Фото: Digital Business

Продолжая тему социальной ответственности банков, Ляззат Сатиева, председатель правления Евразийского банка, рассказала о совместном решении, выпущенном банком, — металлической именной карте Visa Spectrum Dimond club с особой функцией: часть кешбэка с этой карты переводится на благотворительность.

«Создавая эту премиальную карту, мы понимали, что премиум-сегмент клиентов — это люди, которые уже состоялись, и помимо того, что они могут позволить себе крупные покупки или большое количество транзакций, они готовы вносить вклад в развитие общества. Этот продукт является неким соглашением между банком и клиентом о том, что 1% от всех транзакций будет направляться в фонд «Милосердие» на акцию «Подари детям жизнь». Каждый год, подводя итог, мы видим, сколько детей благодаря деньгам наших клиентов при провайдинге банка получили путевку в жизнь. Так, за прошлый год было проведено 19 операций, которые не делаются в Казахстане. То есть 19 маленьких граждан нашей страны теперь имеют будущее и возможность жить полноценной жизнью. Мы понимаем, что большинство премиальных карт довольно стандартны по своему наполнению, поэтому через эту особенность мы хотим вносить улучшения в общество».

Ляззат Сатиева
Фото: Digital Business

Бекжан Пирматов, председатель правления АО »ForteBank», рассказал о стратегиях банка по улучшению клиентского опыта и развитии цифровых продуктов: «Сегодня мы видим, как стремительно меняется не только платежный ландшафт страны, меняются поколения, их потребности и поведение, в том числе при взаимодействии с банками. И в этом контексте один из ключевых наших приоритетов — это улучшение качества клиентского сервиса. Адаптируясь под потребности наших пользователей, мы активно развиваем цифровые каналы, в том числе мобильное приложение. На сегодняшний день уже 85–90% всех операций проходят через цифровые каналы, все базовые продукты — карты, депозиты, автокредиты — оцифрованы, в планах на ближайшее будущее мы видим также оцифровку залоговых кредитов. При этом на повестке стоит вопрос масштабирования нефинансовых услуг, предоставляемых нашими партнерами».

Бекжан Пирматов
Фото: Digital Business

Astana Finance Days объединяет на своей платформе лидеров финансовой индустрии для обмена опытом и обсуждения важных вопросов в области финансов как в Казахстане, так и на глобальном уровне с 2018 года. Программа мероприятия включает такие темы, как макроэкономическое развитие Казахстана, региональные рынки капитала, управление активами, устойчивое финансирование и развитие зелёной экономики в Центральной Азии. Участники обсуждают исламское финансирование, а также новые технологии и инновации в финансовом секторе.