Технопарк по-талгарски: как создать экосистему для обслуживания HoReCa
За 10 лет годовой оборот компании BBS Trade вырос до 4,5 млрд тенге
ТОО «BBS Trade», основанное 45-летним Айдаром Балтабаевым в 2014 году, занимается производством продукции как для сегмента HoReCa, так и для потребительского рынка. Основатель компании начинал с кредита в 8 млн тенге, а сейчас ее годовой оборот достигает 4,5 млрд тенге. При этом Балтабаев предпочитает развивать свой бизнес за счет реинвестирования прибыли, что похоже на концепцию лин-стартапа — минимизация затрат на каждом этапе роста и последовательное масштабирование бизнеса.
Нишевое производство
За невзрачным забором в частном секторе на окраине райцентра Талгар в Алматинской области скрывается большая территория. На этом месте работало производство с богатой историей: с 1880 года здесь располагался завод по изготовлению валяльно-войлочных изделий. В 2022 году компания BBS Trade приняла решение расширить мощности и объемы выпуска продукции и перевезла производственную площадку из Алматы в область. По словам основателя, переезд стоил компании потери значительной части сотрудников, но риск оправдал себя. Сейчас производство BBS Trade можно назвать своеобразным технопарком, который занимает площадь в три гектара и включает в себя множество цехов по выпуску широкого ассортимента продукции.
Среди производимых компанией брендов — сиропы Barbados, экономлинейка сиропов BarBar (на долю компании приходится более 50 % продаж сиропов в стране), кофе и чай Compass, фруктовые пюре для HoReCa Gustos, БАДы Shipa, а также кетчупы и соевый соус Del Toro. Ранее компания также выпускала бумажные стаканчики для кофе, однако производство оказалось убыточным.
Зато в компании уже на протяжении двух лет работает полноценное приборостроительное подразделение. Оно производит сатураторы для газирования воды Barbados и кофемашины Compass, и, по словам основателя, BBS Trade — единственный производитель подобного оборудования в Казахстане. С момента запуска собрано более 200 кофемашин, из которых около 130 передано заведениям в аренду, а часть реализуется через маркетплейсы. Цена двухгруппной кофемашины составляет 1,2 млн тенге.
Сатураторы являются разработкой специалистов компании. Это устройства для насыщения воды углекислым газом, с их помощью заведения общепита могут готовить газированные напитки самостоятельно, не прибегая к закупкам бутилированной воды.
Сатураторы выпускаются в нескольких вариантах: подстольные модели на 140 литров, настольные на 50–60 литров, а также проводится тестирование постмикс-систем — специальных дозаторов, которые смешивают концентраты сиропов с газированной водой непосредственно в момент розлива, обеспечивая быстрое и, самое главное, правильное приготовление напитков в барах и ресторанах. По словам собеседника, многие казахстанские кафе и рестораны сталкиваются с проблемой дефицита квалифицированных барменов и на их места становятся официанты без должного опыта.
Большая часть деталей для устройств производится на BBS Trade, в находящемся здесь же, в Талгаре, цехе металлообработки.
«Наши сотрудники осваивают технологии буквально «с нуля»: кто-то раньше собирал мебель, а кто-то работал верстальщиком в типографии. Теперь они вместе выявляют и устраняют технические несовершенства, обмениваются опытом. Именно так мы достигаем высокой локализации производства, которая, если говорить в шутку, может быть даже выше, чем у некоторых казахстанских автозаводов», — улыбается Балтабаев.
R&D для бармена
В 2017 году Балтабаев рассказывал в интервью Forbes Kazakhstan, что тогда его компания могла производить всего 40 тыс. литров сиропа в месяц. Сейчас мощности Barbados позволяют производить 6 тыс. литров сиропа в час.
Если говорить о цене, то за восемь лет стоимость бутылки выросла всего лишь на 100–300 тенге: ранее сироп Barbados можно было приобрести за 1500–1700 тенге, а сейчас цена варьируется в пределах 1800–2000 тенге. Сдерживание роста цен стало возможным благодаря нескольким факторам: инвестированию в оборудование, автоматизации, массовому производству, а также сокращению расходов. Балтабаев особенно подчеркивает, что изменение состава не влияет на удержание цены — он постоянно улучшается за счет использования более дорогих компонентов, однако маржинальность падает.
Помимо основной линейки в 2024 году компания запустила более бюджетный бренд сиропов BarBar, а также вывела Barbados в формат дой-пак. BarBar помогает рестораторам оптимизировать расходы, а дой-пак изначально создавался как дегустационный вариант для HoReCa, но неожиданно оказался востребован и среди розничных покупателей. Продукт уже представлен на полках в 360 магазинах Казахстана, планируется выход в крупные сетевые супермаркеты, такие как Magnum, Galmart.
Компания также располагает внушительными складскими мощностями. В Талгаре находятся три склада общей площадью более 4000 кв. м, а в Алматы функционирует отдельный склад с автоматизированной системой учета и терминалами сбора данных (ТСД). Всего в компании работают 170 человек, из них 70 — на производстве в Талгаре.
В компании также функционирует отдел research & development, который занимается разработкой новых рецептур, технологий производства и оборудования. Специалисты отдела проводят эксперименты с составом сиропов, разрабатывают новые виды кофемашин и сатураторов. Одним из ключевых достижений компании стало использование стевии в составе сиропов — BBS Trade является пионером такого подхода на рынке СНГ. Это позволяет снизить содержание сахара и предложить рынку более полезный продукт. Также благодаря отделу R&D компания перешла на выпуск сиропов в концентрации 1 к 12, что позволило получать из литра продукта 12 литров готового напитка.
«Из-за перехода на производство продукта в такой высокой концентрации наши клиенты тратят меньше сиропа, его потребление сокращается. Мы, по сути, каннибализируем свои же продажи, чтобы заведения и конечные покупатели выигрывали в стоимости, — заявил Балтабаев. — Если мы привлечем инвесторов, то у нас весь фокус сместится на прибыль. Никто из инвесторов мне не позволил бы выпускать настолько концентрированный продукт, никто не позволил бы построить цех производства сатураторов, машиностроения. Я думаю, никто бы не стал в такое инвестировать».
Также Балтабаев признался, что большой проблемой компании являются конкуренты, которые предлагают дополнительные финансовые стимулы барменам, влияя на выбор продукции в их пользу. BBS Trade занимает лидирующую позицию на рынке сиропов в Казахстане, а чтобы сохранить и увеличить эту цифру, производитель делает ставку на владельцев бизнеса. Компания принципиально не продает сатураторы, а сдает их в аренду заведениям, которые обязуются закупать определенный объем сиропов BBS Trade — таким образом компания создает замкнутую экосистему обслуживания HoReCa. На данный момент выпущено 340 сатураторов, из которых 300 уже передано в аренду.
Больше кофе!
Еще одна сложность — рост цен на кофе. BBS Trade закупает зеленое зерно, обжаривает его на собственном оборудовании, после чего его фасуют по одному килограмму в упаковку с клапаном для сохранения аромата. В связи с неурожаем в основных странах-поставщиках стоимость кофейного зерна остается на рекордно высоком уровне — с конца прошлого года мировая цена увеличилась более чем на 20 %, что сделало производство менее прибыльным. Однако Балтабаев не собирается сбавлять обороты работы и не намерен уступать долю рынка — у него уже есть план действий.
«Мы намерены наращивать производство, не собираемся уходить с этого рынка или проигрывать долю. Сейчас, пользуясь ситуацией, мы, наоборот, укрепляем сотрудничество со старыми клиентами и привлекаем новых. Проблемы на рынке — отличный повод усилиться», — делится он.
На данный момент на производстве строится новое помещение — большой кофеобжарочный цех в стиле барнхаус, который будет оснащен самым большим ростером в Центральной Азии. Новый ростер стоимостью $600 тыс. от швейцарской компании Buehler позволит увеличить объемы обжарки кофе — его мощность составит 60 кг зеленого зерна за одну загрузку. Помимо увеличения объемов производства ростер обеспечит более точный контроль температуры и равномерность прожарки зерна. В цеху также появится колор-сортировка — технология, позволяющая автоматически отбраковывать недозрелые зерна, что минимизирует дефекты в готовом продукте. Балтабаев отметил, что многие обжарщики хранят зерно неправильно, что негативно сказывается на его вкусовых качествах. В новом цеху BBS Trade предусмотрено специальное хранилище с контролируемыми режимами температуры и влажности, позволяющее избежать подобных проблем.
В настоящее время компания сталкивается с нехваткой квалифицированных специалистов: инженеров, пищевых технологов, а также операторов линии по производству напитков. «Мы хотим усилиться, ищем инженеров, но в Талгаре сложновато с кадрами», — констатирует Балтабаев.
В планах у BBS Trade — запуск производства напитков, на сегодняшний день ведется монтаж линии. Новая линия позволит выпускать газированные напитки на основе сиропов собственного производства, что станет новым направлением развития компании. Производство ориентировано на B2C-сегмент и розничные магазины. Линия будет включать в себя автоматизированное выдувание ПЭТ-бутылок, что позволит снизить затраты на упаковку.
BBS Trade сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) с 2017 года. В рамках этого сотрудничества было привлечено 400 млн тенге кредита на развитие новых направлений. Компания также активно работает над выходом на европейский рынок.
Важным этапом стала подготовка к получению сертификации GFSI (Global Food Safety Initiative), которая подтверждает соответствие международным стандартам безопасности пищевой продукции. В рамках сотрудничества с ЕБРР был привлечен специалист, который помогает адаптировать продукцию под требования ЕС, включая сертификацию, упаковку и соответствие экологическим стандартам. Это позволит в перспективе экспортировать сиропы в страны Европы, расширяя географию поставок, и выходить на более конкурентный рынок.