Смена караула: Наследственное планирование — это не только завещание
Как владельцам бизнеса подготовить своего наследника

В ближайшие годы Казахстан ждут серьезная трансформация и переосмысление вопросов наследования и преемственности, связанных с переходом долей в бизнесе и капиталов в руки наследников. Правовые инструменты еще недостаточно совершенны, а частная собственность за 30 лет независимости институционально еще не окрепла в плане культуры и традиций преемственности, авторитетной судебной системы, но главное — с точки зрения понимания собственниками связанной с этим ответственности. За советский период мы отвыкли от того, чтобы чем-то правильно владеть.
Новый вызов
Наши предприниматели не привыкли заниматься наследственным планированием, полагая, что с ними еще долго ничего не случится — многие бизнесмены, создавшие свои бизнесы в 1990–2000-х годах, находятся в достаточно активной физической форме. И часто основатели компаний не слишком охотно передают их детям. Дело здесь в отсутствии понимания, когда и как лучше это сделать. Это поколение прошло школу выживания в 90-х, часто выстрадало свое дело годами напряженного труда, и оно не готово просто передать его в другие, пусть и родные, руки.
Большинство ситуаций, связанных с трансфером капитала и бизнеса, решаются не только юридическим инструментарием, а требуют комплексных решений, пересмотра персональной стратегии основателя, отношений с партнерами и родственниками, переоценки собственного отношения, своей роли в бизнесе и ряда других нюансов. Игнорирование этой темы может создать довольно серьезные проблемы как для компаний, так и для наследников. Широко известны примеры из богатой таким опытом Европы: семья Gucci, владельцы знаменитого винного дома Chateau d’Yquem, лишились семейного бизнеса именно по причине недооценки вопросов преемственности.
Наследственное планирование — это не только про то, как правильно составить завещание или брачный контракт, надеясь, что все произойдет так, как прописано в документе. Правильно передать — значит, продумать и последовательно реализовать механизмы максимально безболезненной для всех вовлеченных лиц передачи активов и капитала. Корпоративный или партнерский договор, семейная конституция, брачный договор, трастовые соглашения, завещание — при кажущейся первоначальной неприятности все эти и прочие документы защищают доверие, а не разрушают его.
По данным PwC, 10th Global Family Business Survey, 2021, 70 % опрошенных семей бизнесменов имеют четкий набор ценностей, но лишь 44 % записали их, формализовав семейные кодексы. В свою очередь, из этой небольшой группы только 41 % имеют разработанный план преемственности. Другая сторона проблемы, как считают в Penguin Analitic’s, 2023, что 79,4 % основателей капитала уверены, что разобраться в информации об активах и капитале семье самостоятельно будет невозможно. Лишь 4,5 % понимают, что своим бездействием они переносят проблему капиталов и активов на семью и детей, у которых не будет инструментов для ее решения. А 92 % основателей капитала считают SoWE (source of wealth essay) малозначимым документом. Тут есть над чем задуматься.
Наследство и наследие
При этом не все дети готовы или хотят продолжать дело семьи. Половина счастья основателя — найти такого ребенка в семье. Другая половина — подготовить его к перехвату штурвала управления бизнесом. При этом перед отцами-основателями и детьми-продолжателями стоят совершенно разные задачи. Родители создавали и взращивали бизнес с чистого листа. Задача детей — развить уже существующее. Но основывать и осваивать — это не одно и то же. Родители часто не могут научить детей осваивать, потому что они сами этого не делали.
Бывает, что вопрос наследования — это не только про деньги и активы. Часто основатель хочет оставить о себе и нематериальную память. Существующие инструменты такой формы передачи капитала позволяют личные неструктурированные порывы души трансформировать в системную деятельность на благо общества и потомков, давая возможность оставить филантропический след, превратить наследство в наследие.
При разработке плана преемственности основатель бизнеса должен решить три важнейшие задачи.
Как подготовить свою компанию к передаче. Это целая «дорожная карта», которую собственник должен реализовать.
Как подготовить наследника. Здесь главный вопрос не только в том, чему и как обучить, но и как не навредить своему ребенку тяжелой нагрузкой и ответственностью.
Как подготовить собственника. Парадокс: у нас немало бизнес-школ или университетов, где учат ведению бизнеса, но ни одна из них не учит быть собственником. В Казахстане, как и на всем постсоветском пространстве, в этих вопросах много нового, чем мы сейчас активно занимаемся.
При этом следует разграничивать понятия преемственности и наследования. Первое — это вопрос о продолжении дела, а второе — о благосостоянии наследников. Это разные вещи, ведь детей можно обеспечить, просто передав им деньги, имущество, ценные бумаги без права участия в управлении. По аналогии это все равно что отдать человеку холодильник с мясом, но не корову.
Преемственность — вопрос не только передачи активов, как многие ошибочно думают. Это развитие самых разнообразных практик family governance, позволяющих прояснить планы на будущее каждого из членов семьи, установить правила обсуждения и принятия решений в ней, алгоритмы внутрисемейного диалога, с помощью которых семья остается семьей и после ухода основателя из бизнеса или жизни.
Другая ошибка — придерживаться двух полярных позиций. Первая — это уверенность, что есть универсальные юридические инструменты и стратегии, которые работают сами по себе, и если реализовать «правильную» схему из них, то активы будут защищены и план их передачи будет реализован без проблем. Другая строится на вере в способности членов семьи достигать согласия по вопросам управления активами. Здесь большое внимание уделяется формированию доверия, процедурам внутреннего диалога и способам находить баланс интересов, часто говорят о воспитании, роли семейных ценностей, о культурных и религиозных традициях, образовании.
На практике же ни один из этих подходов по отдельности несостоятелен. Хорошо спланированные юридические инструменты далеко не всегда предотвращают возникновение конфликтов. Они просто не работают без осознанного выбора людей, вовлеченных в процессы принятия решений и управления активами, без определения ролей и функций каждого, без их согласия с установленными алгоритмами действий и диалога, без договоренностей о целях и принятой на себя ответственности за их достижение.
С другой стороны, даже если есть детальные договоренности между членами семьи и бизнес-партнерами, отсутствие юридически хорошо выстроенной структуры владения и управления активами не позволит (скорее всего) их реализовать. К тому же, как показывает опыт, если договоренность не оформлена на бумаге, то каждая из сторон помнит и понимает ее по-своему.
Таким образом, вопросы преемственности качаются на весах: структура владения, выстроенная юридически безупречно, бесполезна без компетентного, мотивированного и заинтересованного участия домочадцев. Но и бурная деятельность членов семьи и родственников по строительству планов и договоренностей будет хаотичной и бессмысленной без корректного и комплексного юридического структурирования семейных активов и бизнеса.
Для целей, направленных в будущее, важно равновесие чаш на этих весах.