Сколько дохода принесут платные дороги Казахстана, в том числе новые

В Министерстве транспорта подвели итоги 2024-го и дали прогнозы на 2026 год

БАКАД БАКАД
Фото: barr.kz

В 2025 году начнется строительство новых магистралей и ремонт 13 тыс. км дорог. Из них 9,5 тыс. км уже обеспечены необходимыми финансовыми средствами, по остальным — прорабатывается вопрос о финансировании. Об этом сообщил министр транспорта Марат Карабаев на заседании правительства 4 февраля. Согласно его данным, по новым проектам уже проводятся конкурсные процедуры для определения подрядчиков до начала строительного сезона.

Марат Карабаев также доложил и о «значительном росте доходов от платных дорог». По словам министра, в 2024 году сумма поступлений достигла 48 млрд тенге. В 2025-м планируется ввод дополнительных 4 тыс. км платных участков, что позволит увеличить доходы до 60 млрд тенге. В следующем году эта цифра может вырасти до 100 млрд тенге.

«При этом рассматривается вопрос о том, чтобы часть средств, полученных с платных дорог, направить на погашение процентных ставок по кредитам, взятым для строительных работ», — отметил министр.

Карабаев уточнил, что для снижения нагрузки на бюджет и обеспечения самоокупаемости на участках, где завершены реконструкция и ремонтные работы, продолжают вводить поэтапно статус «платной дороги». На данный момент по всей стране действует платная дорожная система протяженностью 3,2 тыс. км.

Марат Карабаев
Фото: primeminister.kz

Кроме того, министр упомянул развитие сервисных объектов вдоль дорог. По его словам, в стране функционирует 1446 сервисных объектов, «90% из которых соответствуют национальным стандартам». При этом Карабаев утверждает, что «в 2025 году планируется довести этот показатель до 100%, а также привлечь крупных инвесторов для строительства более 400 современных сервисных объектов».

«До 2029 года планируется строительство 60 комплексных объектов, из которых 10 единиц будут реализованы в этом году. Объем инвестиций составит 120 млрд тенге. В этих объектах будут предусмотрены места для отдыха, стоянки для TIR и автозаправочные станции. На основе развития сервисных объектов вдоль дорог в стране будет сформирована первая национальная сеть гостиниц и их франшиза. Это не только повлияет на развитие транспортного процесса, но и поспособствует развитию автотуризма», — отметил Марат Карабаев.

Чтобы вовремя реализовывать проекты по строительству дорог, нужно законодательно проработать ускоренный выкуп земель, указал премьер-министр на том же совещании. «Всю подготовительную работу надо провести заранее, чтобы в будущем избежать затягивание строительства проектов и их удорожание», — отметил он.

Акиматам поручено обеспечить резервирование участков под будущие проекты, объявить мораторий на выдачу этих земель и изменить их целевое назначение. Министерству промышленности совместно с акматами — подготовить документальное оформление карьеров, задействованных в автодорожных проектах. Министерству транспорта — проработать вопрос законодательного регулирования ускоренного выкупа земель под государственные нужды для строительства автодорог.