SKAI в совете директоров «Самрук-Қазына»: QAMS направил запрос в Генпрокуратуру
Казахстанская ассоциация миноритарных акционеров просит разъяснить юридические последствия назначения ИИ независимым членом совета директоров с правом голоса
QAMS (Казахстанская ассоциация миноритарных акционеров) направила запрос в генеральную прокуратуру касательно юридических последствий решения о включении SKAI (Samruk-Kazyna Artificial Intelligence) в качестве цифрового независимого члена в состав совета директоров АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» с правом голоса. Об этом сообщил исполнительный директор ассоциации Данияр Темирбаев.
Он рассказал Forbes Kazakhstan, что изначально подумал, что это решение является «хайпом и ИИ введен в корпоративное управление фонда «Самрук-Қазына» для привлечения внимания как советник».
«Такая практика есть в некоторых компаниях в ОАЭ, когда ИИ является адвайзером. Это максимум, что мы видели, изучив мировую практику и посоветовавшись с юристами. В итоге, когда поняли, что это не хайп, а юридически оформленное решение с уведомлением KASE, что ИИ является членом СД с правом голоса, то это нас очень сильно напрягло и сразу возникли вопросы. Мы знаем, что ряд госорганов, когда было согласование этого решения, были против и давали отрицательные заключения», — сказал Данияр Темирбаев.
Представитель ассоциации пояснил, что отправил запрос по поводу SKAI в генеральную прокуратуру, так как хочет понять в этом вопросе позицию этого ведомства, который следит за законностью решений.
По данным Данияра Темирбаева, в документе, который выслан в Генпрокуратуру, включены следующие вопросы:
- Обладает ли ИИ, в соответствии с законодательством Казахстана, правосубъектностью физического лица? То есть может ли ИИ иметь права и обязанности?
- Может ли ИИ быть наделен такой правосубъектностью подзаконным актом, в данном случае — постановлением правительства?
- Могут ли решения совета директоров фонда «Самрук-Қазына», принятые с участием ИИ, признаны несостоятельными, недействительными на основании того, что ИИ не обладает правосубъектностью?
Данияр Темирбаев указал, что до этого запроса QAMS отправляла письмо касательно SKAI в «Самрук-Қазына», где ему ответили, что это решение единственного акционера фонда — правительства РК.
«Также мы планируем отправить запрос в АРРФР по этому поводу с точки зрения рисков для инвесторов. В последующем мы собираемся обратиться уже в международные финансовые организации и инвестиционные банки, которые выступают организаторами выпусков бумаг фонда «Самрук-Қазына» и их группы с тем, чтобы они должным образом уделили внимание этому юридически важному моменту», — добавил Данияр Темирбаев.
Эксперт подчеркнул, что для инвесторов (в частности, потенциальных держателей ценных бумаг группы фонда) есть следующие риски:
- возникновение юридической неопределенности вокруг легитимности решений СД фонда «Самрук-Қазына»;
- потенциальная оспариваемость сделок и решений, если в их принятии участвовал субъект без гражданско-правового статуса;
- рост регуляторных и правовых рисков для будущих держателей ценных бумаг фонда «Самрук-Қазына» и его портфельных компаний.
Он отметил, что это решение «может иметь серьезные последствия» и предположил, что его можно изменить.
«Возможным вариантом этого решения, как выбраться из ситуации, является выведение из состава СД, чтобы уже был не как член совета директоров, а как советник», — заявил Данияр Темирбаев.
Редакция Forbes Kazakstan направила запрос касательно этой ситуации в АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына».
О том, что новым членом совета директоров «Самрук-Қазына» стала нейросеть SKAI, в фонде сообщили 2 октября 2025 года.