Рынок рекламы вырос на 29% за квартал в Казахстане
Хотя некоторые сегменты показали падение инвестиций и выручки
Комиссия экспертов Центрально-Азиатской рекламной ассоциации (ЦАРА) представила результаты оценки казахстанского рекламного рынка за I квартал 2024 года. Суммарный объем рекламы в стране за период оценили в 23,2 млрд тенге с учетом НДС, что на 29% больше по сравнению с I кварталом 2023 года.
Ильмурад Джумаев, председатель совета экспертов ЦАРА, комментирует: «Несмотря на разнонаправленную динамику отдельных сегментов медийного рынка, в целом рынок рекламы РК в I квартале 2024 года показал отличный рост… Начало года по традиции дает импульс динамики года в целом, что позволяет нам с большим оптимизмом смотреть вперед».
Объем рекламы Казахстана в средствах ее распространения за I квартал 2024 года, млрд тенге*
№ | Медиаканалы | I кв. 2023 | I кв. 2024 | Динамика 24/23, % |
1 | ТВ | 5,9 | 7,3 | 25% |
2 | Интернет | 8,0 | 10,8 | 35% |
3 | Наружная реклама* | 2,9 | 4,2 | 46% |
4 | Радио | 1,0 | 0,7 | -32% |
5 | Печать | 0,3 | 0,3 | -9% |
Итого | 18,0 | 23,2 | 29% |
*объем наружной рекламы в I квартале 2023-го скорректирован с 2,2 млрд до 2,9 млрд тенге в результате уточнения данных
ТВ-сегмент. «Делая предварительную оценку, можно сказать об увеличении рекламного шума в телевизионном сегменте практически во всех товарных категориях, за исключением финансовых услуг и ретейла. Как следствие — рост +25% к аналогичному периоду прошлого года», — пишут эксперты.
Представители индустрии уверены в востребованности ТВ и в сохранении инерции инвестиций в телевизионную рекламу.
Сегмент интернет-рекламы продолжает активно расти. В I квартале 2024 года инвестиции увеличились на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рекламодатели увеличивают долю цифровых бюджетов в своих медиамиксах, что подтверждает устойчивую тенденцию.
«Международные площадки продолжают лидировать по объему инвестиций, демонстрируя активный рост. Однако локальные площадки также не остаются в стороне — спрос на видео, баннеры и аудиорекламу на местных ресурсах значительно увеличивается», — пишут в ЦАРА.
Performance и e-com — эти направления показывают стабильный рост, а программатик-закупок и размещений становятся всё более востребованными.
Также рекламодатели всё чаще обращаются к спецпроектам и сотрудничеству с блогерами.
Использование больших данных продолжает расти, причем не только в целях таргетирования, но и аналитики, что позволяет прогнозировать значительное увеличение этого направления сегмента в 2024 году.
В ЦАРА отмечают очевидные для них тренды казахстанской интернет-рекламы в 2024 году:
востребованность платформ, таких как Instagram, TikTok и Meta, у рекламодателей продолжает расти;
спрос на локализованный контент растет. Рекламодатели адаптируют свои кампании под местные культурные особенности и языковые предпочтения, что значительно повышает их эффективность;
использование AR/VR, интерактивных видео и геймификации становится заметным трендом;
рекламодатели всё больше внимания уделяют измеримости и эффективности своих кампаний. Использование аналитических инструментов и метрик для оценки ROI становится стандартом.
«Высокая положительная динамика сегмента наружной рекламы в 45% обусловлена значительным ростом DOOH, а также увеличением активности в регионах и Астане, — пишут эксперты. — Начало года подтвердило тенденцию к диджитализации инвентаря для рынка наружной рекламы. В Астане появился новый оператор рекламных конструкций EGM, компания оперирует двумя форматами — медиаборд и диджитал-мюпи. В Алматы несколько крупных операторов в городе продолжили замену классических форматов на ЛЭД-экраны».
Большой рост диджитал-инвентаря оказал наиболее значительное влияние на общую емкость рынка. Если сравнивать с I кварталом за 2023 год, то рынок только по Алматы вырос примерно на 150 диджитал-конструкций, а это непосредственно 1800 сторон. Так как в среднем на каждом ЛЭД предусмотрена возможность размещения 10–12 клиентов, потенциал рынка увеличился на 360 млн тенге в месяц, отмечают рекламщики.
«И эта тенденция роста будет продолжаться весь 2024 год, ведь инвестиции в цифровые форматы позволяют операторам наружной рекламы существенно оптимизировать расходы на техническое обслуживание», — пишут они.
А вот объем инвестиций в радиосегмент по итогам I квартала 2024 года сократился на 32% в связи со снижением рекламной активности букмекерских контор, банковского сектора и магазинов электроники.
Из положительных трендов — увлечение активности продавцов автомобилей и организаторов культурно-зрелищных мероприятий. Ведущими категориями рекламодателей на радио остаются магазины электроники, банковские услуги, автомобили и культурно-зрелищные мероприятия.
Спрос на нестандартные формы размещения (спонсорство и спецпроекты) сохраняется, отмечают эксперты.
Сегмент печатной прессы показывает снижение на 9%, что связано в первую очередь с общим долгосрочным трендом падения активности рекламодателей в этом медиаканале. «Данная отрицательная динамика наблюдается в том числе у ряда традиционных рекламодателей, например, в фарме. При этом категория lux-товаров в глянце сохраняет достаточно стабильную активность», — заключают в ЦАРА.