Роль доступности в создании успешных цифровых продуктов
Интервью с Никитой Климовым из ADP Inc.
На фоне стремительного развития технологий доступность онлайн-продуктов становится не только социальной ответственностью, но и важным фактором конкурентоспособности. Никита Климов — Senior QA Engineer американской компании ADP Inc. и эксперт в области тестирования доступности, он помогает бизнесу адаптировать свои решения для пользователей с разными потребностями. В интервью Никита рассказал, как правильное QA-тестирование может улучшить качество продукта и привлечь новых клиентов.
Никита, для начала расскажите о значении доступности для современных компаний и их продуктов. Почему это стало важным, и как вы заинтересовались этой темой?
— Для меня всегда было важно помогать людям — например, в пандемию я участвовал в организации доставки еды людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Доступностью я заинтересовался, когда стал волонтером для Общественной организации инвалидов в Москве. Это был хороший опыт, и сейчас я работаю над обеспечением доступности (accessibility) для наших клиентов.
Я столкнулся с тем, что доступность продуктов во многих компаниях крайне недооценена. Часто разработчики не задумываются над тем, сколько подводных камней и нюансов в этой сфере. Например, при неправильно подобранной цветовой палитре люди с нарушением зрения не смогут полноценно использовать продукт. Так компании теряют огромную аудиторию.
В США этот вопрос строго регулируется, международные требования к доступности диджитал-продуктов указаны в стандарте WCAG 2.1 (Web Content Accessibility Guidelines). Здесь регламентируется размер и толщина шрифтов, требования к pdf-файлам и к элементам управления. Также здесь есть закон ADA, который содержит требования по дизайну для людей с ограниченными возможностями.
В целом важно понимать, что нарушения восприятия у людей могут быть абсолютно разными. Например, при высокой степени близорукости человек не может прочитать мелкий шрифт, при дальтонизме — не видит определенные цвета, при дислексии — может некорректно прочитать слова. Поэтому просто сделать буквы крупнее недостаточно.
Например, мы в работе используем шрифты, которые легко читать — без вензелей, засечек и других украшений. Делаем шрифт контрастным по отношению к фону — минимум 4,5 к 1. Используем определенные размеры для текста и заголовков.
Как именно доступность может повлиять на конкурентоспособность бизнеса? И как сильно от этого фактора зависит привлечение и удержание клиентов с особыми потребностями?
— Для крупных корпораций велик риск судебного иска — за рубежом таких примеров множество. Например, незрячий клиент Domino’s Pizza подал на компанию в суд за то, что не смог заказать еду — приложение Domino’s не было совместимо с голосовым помощником. Подобные иски предъявлялись Hasbro, Fox News Network, KitchenAid (Whirlpool Corporation), Apple и прочим. А это не только финансовые, но и репутационные потери, которые ведут к снижению конкурентоспособности.
Что же касается привлечения и удержания клиентов — приведу маленький пример: посмотрите актуальную статистику по количеству людей со сложностями в цветовосприятии. Если специалист по качеству пропустит некорректно подобранную дизайнером цветовую палитру, то, возможно, некоторые клиенты больше не смогут использовать этот продукт и перейдут на решение, где этот вопрос был проработан.
Важно отметить, что в accessibility нет полумер. Условно, мы не можем сделать лифт для колясочников, а перед кабиной установить ступеньку — если accessibility-решение будет хоть немного непродуманным, оно перестанет быть доступным.
И то же самое с доступностью приложений. Например, люди с нарушениями зрения пользуются скринридерами — они двигаются по тексту с помощью клавиатуры, а программа зачитывает для них контент. И в какой-то момент возникает ловушка — пользователь попал на элемент, из которого не может выбраться. Это и есть условная ступенька перед кабиной. То есть мы проделали огромную работу, но она бесполезна. Поэтому доступные приложения должны быть максимально продуманными.
С каждой новой итерацией нужно обязательно проверять, что accessibility сохранилась, потому что могут поменяться шрифты, дизайн, цветовая палитра. Нужно убедиться, что вы продолжаете следовать стандартам, что новый шрифт все равно читабельный, что новый контраст переднего и заднего фона достаточен для того, чтобы люди это могли разглядеть. И главное, что у нас не появилось новых ловушек, как в примере со скринридером.
Вы работали над обеспечением доступности для важного продукта ADP inc. — расскажите об этом проекте и о том, каких именно результатов удалось достичь в этом направлении?
— ADP inc. — это провайдер облачных решений для HR-менеджмента. В компании я занимаю должность Senior Q/A Engineer. Задачей нашей команды было разработать систему для генерации важных клиентских pdf-документов из html-кода. Нужно было учитывать, что среди наших клиентов могут быть люди с нарушениями зрения или полностью незрячие. Поэтому мы проработали шрифты, цвета и контрастность документа, чтобы максимально повысить его восприятие. Наш алгоритм конвертировал код в pdf-файл и зашивал туда метаданные, что особенно помогало работе скринридера, и теперь незрячий человек легко может прослушать содержание документа.
Самым сложным моментом была работа с таблицами, которых в наших документах довольно много. Скринридер должен расшифровать читателю не только текстовый контент, но и его положение в таблице. С помощью метаданных мы зашифровали ссылки, логотипы, заголовки. То есть пользователь может полноценно взаимодействовать с документом и понимать, какой элемент сейчас на странице — таблица, например, или заголовок.
Также нужно было проверить, как скринридер проговаривает текст. Могли быть ошибки в аббревиатурах или названиях. Сгенерированные документы мы потом отправляем клиентам и, используя их, они взаимодействуют с нашей компанией. Сделав pdf-файлы доступными для всех, мы увеличили количество потенциальных клиентов и, соответственно, прибыли.
Какую роль в проекте сыграло QA-тестирование?
— Эта роль была высока, так как разработчикам сложно оценить качество своего кода, не обладая восприятием клиента. Они не знают многих нюансов и требований и будут смотреть на продукт только как инженеры — соответствует ли код тем критериям, которые написаны в техзадании. При этом разработчики не будут оценивать удобство использования, и в итоге маленькая непротестированная деталь заблокирует весь продукт. Поэтому мы постоянно проверяем итоги труда разработчиков, и каждую итерацию 30-40% кода возвращается на доработку.
Настолько щепетильно к этим вопросам относятся немногие компании даже на американском рынке.
Какие ошибки или недочеты в области доступности чаще всего допускает бизнес, и как их можно избежать?
— В большинстве приложений на рынке наверняка найдутся проблемы с доступностью. Любое из них можно проверить с помощью специальных инструментов, таких как расширение для браузера axe. Кстати, недавно я локализовал его, и уже в следующем релизе должен появиться русский язык. Как эксперт я вижу такие ошибки невооруженным глазом практически во всех продуктах, которыми пользуюсь.
Чаще всего я замечаю проблемы со шрифтами и контрастностью. Бывают и более сложные случаи — например, как-то я видел сервис с очень яркими вспышками анимации, а это плохо действует на людей с перегруженной психикой. В США, например, перед такими анимациями делают предупреждение, в СНГ пока таких требований нет.
Поэтому у компаний должны быть опытные тестировщики, которые знакомы с WCAG 2.1 и ADA (Americans with Disability Act). Более того, этим специалистам необходимо постоянно поддерживать свою квалификацию, потому что стандарты и инструменты тестирования часто меняются.
Я советую обучать принципам accessibility не только тестировщиков, но и разработчиков. Когда они сразу работают по стандартам, требуется меньше доработок, и продукты выпускаются быстрее.
Основываясь на вашем опыте, какие рекомендации вы можете дать другим компаниям по внедрению и тестированию доступности в их продуктах?
— В первую очередь, я бы рекомендовал руководствоваться стандартами и внедрять accessibility-тестирование на самых ранних этапах — когда вы еще только начинаете работать над продуктом. Предупредить ошибки намного проще, чем пытаться их исправить. И регулярно следить за обновлениями стандартов, проводить обучения для своих QA-специалистов.