Ревизионная комиссия проверила, как управляют долгом в Астане

В результате аудиторы обнаружили у местных исполнительных органов и субъектов квазигоссектора финансовые нарушения на 32,3 млрд тенге и высокие риски невозвратности кредитных средств

Фото: © pexels/Нурлан

По поручению Высшей аудиторской палаты ревизионная комиссия Астаны провела аудит эффективности управления долгом местных исполнительных органов и субъектов квазигосударственного сектора, сообщает пресс-служба ВАП 16 авнуста.

В результате аудита выявлено следующее:

  • некачественная разработка финансово-экономических обоснований к бюджетным программам, направленным на бюджетное кредитование, а также отсутствие необходимых экспертиз по ним;
  • отсутствие системной работы по оценке достижения эффектов, запланированных по бюджетным кредитам, и их влияния на социально-экономическое развитие столицы;
  • высокие риски невозвратности кредитных средств, нарушение принципов адресности, обоснованности, эффективности;
  • низкий уровень цифровизации местных исполнительных органов в организации процессов бюджетного кредитования и др.

По итогам аудиторского мероприятия установлены финансовые нарушения на 32,3 млрд тенге, неэффективное планирование — 50,3 млрд тенге, неэффективное использование — 1,5 млрд тенге. Возможные финансовые потери оцениваются в 32,5 млрд тенге. Выявлено 160 процедурных нарушений и 12 системных недостатков.

Как сказано в сообщении, еще 25 июля 2024 года ревизионная комиссия провела заседание по результатам аудита с приглашением депутатов маслихата Астаны.

В октябре прошлого года, напомнили в пресс-службе, ВАП провела госаудит управления государственным, гарантированным государством долгом, а также долгом отдельных субъектов квазигосударственного сектора. В ходе аудита было установлено, что за последние 5 лет общий долг местных исполнительных органов увеличился в 2,5 раза. При этом контроль за ним является недостаточно эффективным, что создает существенные риски неспособности регионов отвечать по своим обязательствам перед кредиторами.

Так, лимиты заимствования (не более 10% от доходов) в отдельных случаях не соблюдаются. Местные исполнительные органы управляют долгом «разрозненно и формально». Поставленные задачи в рамках заимствований на системной основе не отслеживаются, за исключением программных целей занятости и строительства жилья. Оценка эффекта от заимствования также не проводится. «Функции Минфина в этой сфере ограничены исключительно сбором отчетной информации, что не позволяет принимать упреждающие меры по ограничению долговой нагрузки на регионы», — обратили внимание аудиторы.

В этой связи ревизионным комиссиям областей, городов республиканского значений и столицы поручили провести соответствующие аудиты на местах с предоставлением итогов в Высшую аудиторскую палату.

Ревизионные комиссии, отмечено в сообщении, осуществляют свою деятельность независимо от других органов государственного аудита. Они финансируются за счет средств местного бюджета и в своей работе подотчетны маслихату соответствующей области или города.