В каких секторах экономики компании приносят инвесторам стабильную прибыль

Последние несколько лет оказались крайне удачными для акционеров крупных компаний

Фото: © Depositphotos.com/ymgerman

Вот уже более четверти века аналитики The Boston Consulting Group (BCG) ежегодно ранжируют крупные компании на основе совокупной прибыли их акционеров. Эти рейтинги, которые называются Value Creators («Создатели ценности») позволяют оценить, насколько те или иные компании успешны и устойчивы в долгосрочной перспективе.

Как следует из данных BCG, последние несколько лет оказались крайне удачными для акционеров крупных компаний. Благодаря сильным рынкам капитала их доходы в среднем значительно выросли. Средняя доходность компаний, включенных в новый отчет (2355 участников из 35 отраслей экономики), в период с 2019 по 2022 год выросла до 12 % в год.

Локомотивом рынка ожидаемо стали технологические бизнесы: рост стоимости их акций кроме всего прочего подстегнул ажиотаж вокруг генеративного искусственного интеллекта, который не стихает с 2022 года. Особенно уверенно себя чувствуют производители IT-оборудования: с 2019 по 2023 год совокупная прибыль акционеров этих компаний увеличилась на 27 %. Компании, производящие полупроводники и программное обеспечение, также демонстрируют устойчивый рост прибыли. Выдающиеся результаты показали такие участники, как NVIDIA и Apple, рыночная капитализация которой в конце 2023 года достигла отметки в $3 трлн. Игроки рынка ПО – например, ServiceNow и Shopify – тоже порадовали своих акционеров.

Эксперты BCG при этом подчеркивают: рынки капитала не ограничиваются новыми технологиями. Традиционные отрасли продолжают приносить акционерам неплохие деньги. К таким секторам относятся горнодобывающая промышленность (второе место в рейтинге), строительные материалы (третье место), машиностроение (четвертое), металлургия (шестое) и строительство (десятое).

В отдельную группу аналитики выделяют отрасли, которые в период с 2018 по 2022 год замедлились, но пережили активное восстановление в 2023 году. К ним относятся те сферы, которые сильно зависят от потребительских расходов: автомобилестроение (производители комплектного оборудования и поставщики комплектующих), потребительские товары длительного пользования, а также путешествия и туризм. Инвесторы с опаской относились к таким компаниям в годы пандемии, но, похоже, снова в них поверили благодаря более высоким, чем ожидалось, потребительским расходам в 2023 году.

В других сферах инвесторы, напротив, стали пессимистичнее. Это относится, например, к здравоохранению (фармкомпании с большой капитализацией, разработчики медицинских технологий, провайдеры медуслуг), где рост совокупной прибыли акционеров замедлился. Средняя доходность этих компаний в последние годы превышала 10 % в год. Им на руку сыграла пандемия коронавируса, подстегнувшая интерес к инновациям в здравоохранении. Теперь, когда ситуация в сфере здравоохранения стабилизировалась, инвесторы, похоже, пересматривают свои ожидания относительно долгосрочных перспектив этого сектора.

Что касается географии участников рейтинга, то компании из США и Азиатско-Тихоокеанского региона по-прежнему доминируют. Это обусловлено как историческими преимуществами данных компаний, так и более благоприятными, чем в Европе и некоторых других частях света, макроэкономическими условиями в этих двух регионах. Американские компании занимают 38 позиций в топ-100 рейтинга Value Creators, что на 11 больше, чем в списке прошлого года. В первой десятке американские участники занимают 41 % позиций. Компании АТР продемонстрировали впечатляющие результаты: 51-е место в топ-100 и 39 % в топ-10. Европейские компании по-прежнему недостаточно представлены среди лидеров. Несмотря на то что они составляют 20 % от общего числа участников рейтинга, в топ-100 им принадлежит всего девять строчек, а в топ-10 – 13 % позиций.

Глобальные рыночные индексы в целом находятся на рекордно высоких уровнях. Сохранение и улучшение текущих показателей – вот над чем думают топ-менеджеры. Чтобы сохранить доверие инвесторов и динамику совокупной прибыли, каждая компания должна определить стратегию дальнейшего развития. Это, в свою очередь, требует инвестиций в новейшие технологии и приверженности устойчивому развитию, отмечают в BCG.

Многих топ-менеджеров нервируют завышенные ожидания инвесторов и постоянный риск коррекции рынка. В BCG советуют управленцам сосредоточиться на том, что им подвластно: обеспечение экономической эффективности компании, инвестирование для содействия долгосрочному росту и поддержка текущей стоимости акций. Если менеджеры справятся с этими задачами, то сумеют обеспечить стабильность своих компаний в свете колебаний рынка и поддержать долгосрочный интерес инвесторов.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте